История возникновения брусчатки

История брусчатки

На протяжении последних лет появилась тенденция делать покрытие для тротуаров и дорог из брусчатки вместо привычного асфальтового полотна. Его простота и практичность в эксплуатации, а также презентабельный внешний дизайн являются неоспоримыми преимуществами. Важный фактор – умение профессионально укладывать полотно из брусчатки и понимать технику работы с ним.

Определение брусчатки можно охарактеризовать по-разному. В строительных работах есть два основных понятия брусчатки:

  • Дорожное или тротуарное полотно, состоящее из множества практически одинаковых брусочков, зачастую в форме прямоугольника
  • Покрытие брусчатки, состоящее из камней

Где применяется брусчатка

Благодаря высокопрочному материалу и отличным эксплуатационным свойствам полотно из брусчатки применяют в различных местах.

Зоны для укладки брусчатки:

  • Тротуарные и дорожки для пешеходов.Полотно обладает повышенной износостойкостью и с легкостью выдержит нагрузку грузовой машины. Красивый дизайн покрытия украсит как дороги большого города, так и небольшого поселка. При возникновении ремонтных или связанных с коммуникациями работ, брусчатка отличается простотой сборки и последующим монтажем
  • Отмостка цоколя сооружений. При помощи такой укладки строение выделяется на общем фоне и приобретает свою неповторимость. Брусчатая отмостка при строгом соблюдении технических характеристик намного прочнее и надежнее бетонных покрытий.
  • Автостоянки и дороги возле гаражных комплексов. Важно! Для подъездной трассы с постоянным потоком машин, выбирают сверхпрочную плитку и прочное основание, выдерживающее большое количество нагрузок
  • Дизайн ландшафта.Сейчас практикуется повсеместное использование брусчатки для облагораживания ландшафта (парковые зоны, участки за городом, огороды и сады). Существует расширенная цветовая гамма и многообразие форм для плитки на заказ. Благодаря этому, заказчик может реализовать любое дизайнерское решение и быть уверенным в качественном покрытии и соответствии характеристикам

Преимущества брусчатки

  • Прочность и износостойкость.Покрытие, изготовленное с соблюдением всех норм, имеет повышенную стойкость к нагрузкам и лидирует среди остальных материалов
  • Стойкость к размыванию поверхности. Благодаря конструкционным особенностям укладку покрытия из брусчатки производят на дренажную подушку из песка
  • Упругость.Конструкция, с сохраненной подвижностью отдельных частей между собой. Поэтому полотно остается целым, несмотря на большие нагрузки и движения грунта
  • Современный дизайн. Плитки разной цветовой гаммы образуют различные рисунки, в зависимости от ландшафта на котором располагается полотно

История возникновения брусчатки

О тротуарной плитке под названием брусчатка , мы узнали благодаря голландцам. В 19 веке возник дефицит природного камня, и они решили производить брусчатку для строительства дорог. Мастера, разработав технологию изготовления, вымостили дорогу для торговли Амстердам – Гарлем.

После успеха голландцев близлежащие государства Европы переняли способ производства брусчатки для дорожных покрытий и площадей. Со временем плитка появилась сначала в США, а потом и в России, где приобрела небывалую популярность.

Если говорить о вибропрессованном покрытии, то ему не более 40 лет. Россия строила асфальтобетонные дороги, позже железо-бетонную (квадратная, прямоугольная), и лишь в конце разноцветные фигуры из брусчатки.

При обращении к истории мы увидим, что брусчатке на Руси больше нескольких столетий. Из нее вымощены площади и проспекты в Москве и Санкт-Петербурге. А мостовая из булыжника существует не один век и славится простотой ремонта и восстановления.

С приходом революции большевики предпочитали недорогие бетоно-асфальтовые покрытия. А когда произошел развал СССР, после 90-х годов брусчатка вновь вернулась на российские дороги.

Дороги из брусчатки от Римской империи до наших дней

Древняя легенда об алмазной горе, на вершину которой раз в тысячу лет прилетает ворон поточить клюв, говорит, что пройдет лишь секунда вечности к тому моменту, когда он источит всю гору. С тех пор, как были построены первые мощеные дороги из камня, прошли столетия – небольшой срок для вечности, но в сравнении с человеческой жизнью он огромен.

Что позволило древним дорогам, пусть и не в первозданном виде, сохраниться до наших дней? Археология и научные исследования дают однозначный ответ на этот вопрос — использование природного камня и правильная технологии укладки плит мощения и гранитной брусчатки.

Читайте также:
Детская площадка своими руками

Технологии Древнего Рима

Без особого преувеличения можно сказать, что все современные технологии дорожного строительства восходят к временам Римской империи. Именно тогда (III век до н.э.) впервые была реализована методика, описание которой и сегодня можно встретить в учебниках по строительству. Поставленная цель – обеспечение быстрого перемещения войск при любых погодных условиях, потребовала создания дорог высокой прочности, долговечности и пропускной способности.

Построенные по технологии «слоеного пирога» римские дороги покрытые плитами мощения во всех отношениях отвечали этим требованиям. Ее лучшее описание дано известным архитектором того времени Марком Витрувием Поллионом. Прокладка дороги включала:

  1. Выборку грунта и устройство траншеи по ширине дорожного полотна (глубина достигала 1,5 метров).
  2. Засыпку траншеи крупным необработанным камнем (первый опорный слой – statumen);
  3. Выравнивание смесью из мелкого дробленого камня и известкового раствора с добавлением измельченной вулканической породы – пуццолана (второй слой – rudus).
  4. Укладку слоя из мелких кирпичных и керамических обломков залитых цементом (третий слой – nucleus).
  5. Мощение булыжниками из базальта с заделкой швов раствором цемента (четвертый слой — pavimentum).

При укладке мастера создавали небольшие уклоны к обочинам дороги, что позволяло потокам дождевой воды стекать в водоотводящие каналы по краям дороги, не оставляя луж и смывая грязь.

О высоком уровне мастерства древних строителей говорят инструменты, использовавшиеся при строительстве:

  • портативные солнечные часы – для определения направления дороги;
  • грома – для проведения линий и откладывания прямых углов;
  • хоробат – прообраз современного нивелира, для определения неровностей рельефа.

Дороги и цивилизация инков

Еще одна древняя цивилизация — инки — достигла не менее впечатляющих успехов в строительстве дорог. В XIII–XIV веке нашей эры ими были построены удивительные по своей прочности и протяженности дороги – сакбе.

Наиболее известная и сохранившаяся до наших дней Белая дорога. Ее внешние края выложены из хорошо обработанных блоков известняка, а пространство между ними заполнено последовательно уложенными слоями камня. Начинали засыпку с самых крупных постепенно уменьшая размеры, чтобы обеспечить высокую плотность укладки. Верхний слой мелкого щебня проливали известковым раствором и подвергали уплотнению. Предположительно, трамбовку слоев выполняли при помощи цилиндрических катков из монолитного камня.

Средневековая Европа и дороги

Падение Римской империи и последовавшие за ним столетия упадка остановили развитие дорожного строительства. Первые упоминания о возрождении забытых технологий мощения дорог камнем относятся уже к XV веку. Франция, а немного позже Голландия стали приводить в порядок свои дороги, вымащивая их камнями крупного размера – 35х25х20 см.

К XIX веку была изобретена новая технология укладки плиты мощения (ее иногда называют голландской). Она заключается в использовании камней пирамидальной формы с усеченной вершиной, которые укладывались на двухслойное основание вершиной кверху. Пространство между ними заполнялось мелким гравием после чего покрытие тщательно утрамбовывалось.

Брусчатка на дорогах в наши дни

Мощение дорог природным камнем в наши дни переживает свое возрождение благодаря развитию технологий добычи и обработки камня. Возможность получить брусчатку из гранита и даже из превосходящего его твердостью габбро диабаза, придать любую форму и структуру поверхности — гладкую или шероховатую, открывает широкие возможности для ее использования в благоустройстве инфраструктуры городов.

История Брусчатки

Следует отметить, что сборные бетонные дорожные покрытия с давних пор привлекали внимание многих ученых и инженеров в области дорожного строительства. За рубежом, история брусчатки начинается с 20…30 годов ХХ века в Чехословакии, Германии и Франции. Уже с 1926 г. во Франции для покрытий тротуаров и автомобильных дорог стали использовать бетонные блоки в форме простых прямоугольных параллелепипедов высотой 7…10 см, длиной 22…30 см и шириной 10.5…12.5 см. В 1934 г. в Чехословакии было устроено около 30000 м2 мостовой из блоков с криволинейными выступами и впадинами. В США сборные покрытия из бетонных плит размером 30х30х10 см устраивают там, где затруднена работа машин и механизмов, например в тоннелях, на узких проездах и тротуарах. На 1986 г. в стране производилось свыше 2 млн м 2 мелкоразмерных плит. В Германии, в 1963 г. были опубликованы нормы на бетонную брусчатку DIN 18501. Уже в 1964 г. было уложено 70 млн. шт. профилированной бетонной брусчатки, что составляло около 300 км дорог шириной 7 м. В Нидерландах только в 1976 г изготовлено 15.8 млн. м 2 бетонных тротуарных плит и блоков с размерами в плане 211 х 105 и 211 x 69 мм и толщиной 70-120 мм. Во Франции в 1967 г. в строительные организации уже поступило 14 млн. м 2 плит, а в 1978 г. выпуск плит достиг 44 млн. м 2 . В 1990 г. в Великобритании выпущены нормы на проектирование и строительство дорожных покрытий из кирпича и бетонных блоков.

Читайте также:
Ниши из гипсокартона в гостиной фото для 3 метровой стены

Историю появления брусчатки в России можно связать с Санкт-Петербургом, где еще в ХVIII веке появились булыжные мостовые. С 1714 года Петр I издал Указ, в котором велел доставлять в город дикий камень. Как раз в это время в городе началось строительство булыжных мостовых. 11 ноября 1816 года император Александр I утвердил «Постановление о тротуарах». Тротуары устраивались «из гранитных камней или плит» шириной два аршина (около 1,5 метров) по обеим сторонам улиц. В конце 20-х годов была найдена новая технология мощения дорог – деревянными шашками. Цементно-бетонные плиты начали использовать для строительства тротуаров в конце ХIХ и начале ХХ в. Однако, в дальнейшем, в дорожном строительстве и благоустройстве в основном использовались крупноразмерные железобетонные плиты.

В середине 90-х годов в истории брусчатки отмечается второе рождение. В Санкт Петербурге, в 1997 г., с использованием камней мощения выполнено благоустройство нескольких торговых зон, дворов на улице Маяковского, начаты работы по созданию пешеходной зоны на Малой Конюшенной улице. Позднее выполнено мощение площади перед Храмом Спаса-на-Крови (1997 г.), тротуаров у здания Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте (1998 г.), дворов на Малой Садовой улице (1998 г.). В 1996-1998 гг. открыты пешеходные зоны в историческом центре на Малой Конюшенной улице, Малой Садовой, пешеходная зона Дворы Капеллы, а также выполнено мощение тротуаров Литейного и Владимирского проспектов. Позднее, осуществлена реконструкция Среднеохтинского проспекта (мощение 7075 м 2 ), Заневской площади и Заневского проспекта (мощение 26371 м 2 ). В этом же году была открыта самая большая в России пешеходная зона на Большой Московской улице (мощение 15000 м 2 ).

Начало производства брусчатки

До 70-х годов XX столетия тротуарную плитку в СССР выпускали в сравнительно небольших количествах. Требовавшие использования форм вибролитьевые технологии не позволяли наладить действительно массовое крупнотоварное производство и, соответственно, сделать бетонную брусчатку достаточно дешевой и экономически конкурентоспособной с асфальтом. Кроме того, не была привита существовавшая к тому моменту на Западе культура потребления этого продукта. Хотя история использования брусчатки имеет давние традиции на территории бывшей Российской империи: особенно на ее западных окраинах (Прибалтике, например) и Юге.

В начале двадцатого столетия в Вильнюсе успешно работал инженер Трелинский. Используемая им технология выглядела следующим образом. Бралась форма, на дно которой высыпался высокопрочный щебень, сверху его покрывали слоем песчаного бетона, и рабочие с помощью трамбовки уплотняли смесь. Сделанным тогда плиткам уже почти век, а некоторые до сих пор продолжают служить. (В компании «Шлоссер» использовалось другое решение. На тележке с одним колесом устанавливалась форма, туда заливался достаточно жесткий бетон. Сверху ставился пригруз. Рабочий бегал, толкая впереди себя эту тележку по ребристой поверхности (гребенке). Тележка тряслась, пригруз создавал давление – вот он, прообраз вибропрессования ручным способом).

Вибропрессованная брусчатка – первые шаги

В 70‑е годы тогдашний руководитель Московского горкома партии Виктор Васильевич Гришин во время одного из своих визитов в ФРГ обратил внимание на то, что улицы немецких городов повсеместно вымощены бетонной плиткой (которая естественным образом продолжила традицию мощения каменной брусчаткой, на протяжении многих веков существовавшую в Европе). Он оценил не только красоту, но и функциональность такого рода покрытий и решил перенести этот опыт на столичные улицы. Тогда же была достигнута договоренность с фирмой «Шлоссер» о демонстрационной (опытной) укладке тротуарной плитки, произведенной на ее оборудовании, непосредственно в Москве с тем, чтобы отечественные специалисты на месте оценили преимущества этой технологии и в дальнейшем, возможно, это оборудование было закуплено. Из Германии приехало несколько груженых плиткой грузовиков, в сопровождении небольшой делегации. Первый пробный участок для мощения был выбран перед зданием ТАСС (Телеграфного Агентства Советского Союза). (Среди первых мест столицы, где нашла применение вибропрессованная брусчатка, были также площадь у Никитских ворот и тротуар у Бауманского райкома партии). Очевидцы тех событий до сих пор помнят удивление, охватившее присутствовавших при виде того, как без всяких церемоний немцы свалили в кучу бетонную брусчатку на мостовую (в нашей стране к производившимся в небольших количествах вибролитым плиткам привыкли относиться максимально бережно, боясь неловким движением повредить эти весьма хрупкие изделия), и при виде рабочего, также привезенного из Германии, который без особых технических приспособлений с необыкновенной скоростью и сноровкой стал эту брусчатку красиво и ровно укладывать. Позже выяснилось, что это не случайный человек, а профессиональный демонстратор, которого компания возила по разным странам, чтобы показать технологичность и эстетичность этого вида покрытия уже на стадии мощения. И, действительно, не оценить достоинства нового материала было невозможно. Брусчатка не только легко укладывалась, она столь же быстро извлекалась при необходимости добраться до подземных инженерных коммуникаций, а потом без всяких повреждений возвращалась на свое место. В общем, демонстрация нового материала и технологий удалась, однако оборудование у компании «Шлоссер» тогда приобретено не было. Выяснилось, что в аналогичном направлении (использование жестких и сверхжестких бетонных смесей, в том числе и для производства мелкоштучных бетонных изделий, а также создания оборудования для реализации этих технологий) велись работы и в нашей стране. Занимались этим в одной из лабораторий, созданных под руководством профессора Николая Васильевича Михайлова, выдающегося советского ученого-химика, создавшего т. н. «новую» теорию бетона, основанную на более целенаправленном и масштабном привлечении фундаментальных наук (прежде всего, химии, физики и математики) для объяснения процессов, происходящих на всех стадиях производства бетона, что помимо научного имело огромное практическое значение. Начав свою научную деятельность в Институте физической химии, Н. В. Михайлов ушел оттуда и создал лабораторию для исследования песчаных бетонов – т. е. бетонов без крупного заполнителя. (Он является также одним из основоположников этого направления в отечественной науке о бетонах, очень важного и актуального особенно для регионов, в которых отсутствуют залежи соответствующего нерудного сырья и качественный крупный заполнитель является дефицитом). После того как В. В. Гришину сообщили, что такие разработки ведутся в нашей стране, он, глубоко заинтересовавшийся этой проблематикой, вызвал к себе работающих в данном направлении ученых и после общения с ними дал их работе «зеленый свет», что придало серьезный импульс отечественным разработкам в области вибропрессового (или, правильнее, виброформовочного) оборудования для производства бетонных элементов благоустройства.

Читайте также:
Потолочные декоративные балки в современном интерьере

Но профессор Михайлов более интересной для себя видел теоретическую сторону вопроса и хотел изучить ее более досконально, прежде чем приступать к внедрению новых технологий в промышленное производство. Иногда экспериментальные работы находили выход в практической плоскости. Например, в начале 70‑х при подготовке к проведению одного из очередных московских кинофестивалей на экспериментальных установках, созданных в его лаборатории, была произведена партия вибропрессованной брусчатки, которой замостили площадь перед кинотеатром «Россия» (сегодня он называется «Пушкинский». По иронии судьбы – сейчас это пространство покрыто асфальтом). Образцы той первой брусчатки из песчаного бетона, представлявшей небольшие квадратики с рельефным рисунком в виде завихрений, еще можно встретить в некоторых местах Москвы (например, на Шаболовке). Уложенная в 1973-1974 годах, брусчатка даже там, где ее, по меньшей мере, раза три перекладывали, хорошо сохранилась – трещины встречаются не более чем на двух процентах. Конечно, она основательно истерта, но следов размораживания и выкрашивания не имеет.

После Н. В. Михайлова как непосредственно исследования, так и работу по их внедрению в промышленное производство возглавил новый директор – Алексей Георгиевич Горшков – очень квалифицированный специалист и великолепный организатор. С его приходом экспериментальные работы и теоретические исследования активизировались. Упор делался на дорожный бетон. (На фоне уже набравшего ход масштабного производства ЖБИ и крупнопанельного домостроения стеновые блоки стояли в последних строках повестки дня. Их производством в нашей стране занялись позже, чем элементов мощения. За образец была взята установка американской компании Besser. Но она была вырвана из контекста. Ведь в компании Besser блоки не просто самостоятельный продукт. Это сегмент целостной домостроительной системы, которую можно было бы с определенной поправкой на российские условия, прежде всего климатические, заимствовать, но лучше целиком).

Уже в 1974 году, на почти, как говорится, «пустом месте» (до этого на этой промплощадке был полигон, на котором выпускали сваи из очень подвижных смесей) был запущен завод ЖБИ №17, оснащенный исключительно отечественным оборудованием. В новом цехе было смонтировано три технологические линии – для производства брусчатки, бортового камня и аэродромных плит. Линия бортового камня производила 45 тыс. куб. м изделий в год. Огромные объемы: если перевести в метры, получается 1,5 тыс. км в длину – расстояние от Москвы до Сочи. Но именно такое количество Москве и было нужно. Прежде бортовой камень в Москве делался в формах из очень тяжелого подвижного бетона. Но через 2-3 года вследствие постоянно чередующихся размораживания замораживания он выходил из строя, и его приходилось перекладывать – а это огромный объем работы, сопряженный с неудобствами для города. Песчаный бетон служил гораздо дольше.

Читайте также:
Картина из суккулентов

Тогда же были разработаны первые альбомы тротуарной плитки. И все же, поскольку объемы производства мелкоштучных бетонных изделий были небольшими, отношение к ним было соответствующим – по остаточному принципу. Поэтому многие исследования по вибропрессованию жестких и сверхжестких бетонных смесей канули в лету, так и не дойдя до производства, а если и дошли, то зачастую в виде предрассудков, ложных суждений, поверий и т.д.

Производственники продолжают оперировать понятиями жесткости, подвижности, что для жестких бетонных смесей неприемлемо, поскольку они изначально жесткие и неподвижные. До сих пор отсутствуют методы определения удобоукладываемости сверхжестких бетонных смесей. Работа с жесткими смесями изначально требует других подходов, хотя они по химическому составу близки к обычным, но по реологическим отличаются принципиально, требуя более интенсивных, а иногда просто абсолютно других методов формования. Что тогда, да и теперь понимают далеко не все.

Тротуарная плитка брусчатка ( кирпич )

Тротуарная плитка брусчатка: древняя, как мир, или новое слово в строительстве

До изобретения асфальта в крупных российских городах были дороги, которые не надо было ремонтировать каждый сезон, потому что на них не образовывались ямы и трещины. Асфальтовое покрытие, конечно же, ровнее брусчатки и укладывается быстро, но материал слишком дорог при своей недолговечности. С его изобретением тротуарная плитка была незаслуженно забыта на многие годы. Сейчас популярность такого способа покрытия дорог набирает обороты. Это не просто новый виток или тренд. Это настоящий бум! Почему? Сложно переоценить его реальные преимущества.

История появления тротуарной брусчатки и современность

Изобретенная голландцами из-за нехватки природного камня еще в начале 19 века, плитка пользовалась огромным спросом у местных жителей. Затем о ней узнали и полюбили во всех странах мира. Ее использовали для мощения:

  • дорог и тропинок;
  • на улицах больших городов;
  • на территории частных владений.

Создавали брусчатку из дешевого и несложного в обработке бетона, а также из глины, деревянных брусков, каменной крошки и даже кое-где из цельных камней. Для производства современных аналогов дорожной брусчатки применяются специальные глиняные и пескоцементные смеси.

Читайте также:
Каркасные дома 8 на 10 с мансардой: проекты, фото в Санкт-Петербурге

Благодаря тщательной обработке, конечный продукт наделяется массой преимуществ в сравнении с аналоговым покрытием. Среди наиболее важных, прежде всего, следует отметить:

  • стойкость к истиранию и прочим механическим воздействиям;
  • устойчивость к неблагоприятным природным факторам (перепады температур, давления, влажность, прямые солнечные лучи и пр.)
  • долговечность, доказанная историей.

Сегодня при строительстве широких дорог и проезжих частей, рассчитанных на большой поток машин, продолжают использовать асфальтовое покрытие, у которого есть некие преимущества (скорость укладки). Историческая же значимость дорожной брусчатки не утрачена. Более того, она обрела новые характеристики и ценности.

Мощение дорог плиткой: где, зачем и почему выбирают именно её

Тротуарная брусчатка является наиболее популярным видом плитки для мощения. Именно ей отдают предпочтение чаще всего, потому что она пригодна практически для любых типов дорог. Плитку клали и продолжают класть там, где необходимо придать эстетический вид, подчеркнуть естественную красоту окружающего пространства, сформировать особый стиль:

  • на площадях и в парках,
  • на территории старинных усадеб;
  • около памятников культуры;
  • на загородных участках;
  • вокруг коттеджей и иных домовладений.

В городах плитка весьма востребована для покрытия узких пешеходных дорожек, где укладка асфальта затруднена или попросту невозможна. Это самое долговечное покрытие, которое не только выдерживает любые внешние воздействия, но и подходит для многоразового использования. Ее достаточно вынуть, а затем вернуть на старое или положить на новое место при необходимости проведения:

  • укрепления дороги;
  • ремонта коммуникаций;
  • реорганизации пространства;
  • облагораживания территорий и других работ.

Вспомните главные площади крупнейших городов мира: практически везде уложена нетронутая столетиями брусчатка! То же можно сказать и по поводу большинства мостовых и пешеходных улиц небольших европейских городов. Тротуарная плитка брусчатка там является не столько надежным покрытием или проявлением практичности местных управ, сколько произведением искусства градостроительства, неотъемлемой частью истории, городского стиля и облика.

В последние годы популярность брусчатки в Москве и Подмосковье сильно возросла. Строительные фирмы и ремонтные бригады закупают ее для:

  • формирования подъездных дорожек в низменностях с частым скоплением дождевой воды;
  • оформления придомовой территории вокруг загородных коттеджей, таунхаусов и дачных домиков;
  • мощения пешеходных дорожек в парках;
  • облагораживания территорий вокруг торговых и офисных центров, детских садов, школ, поликлиник и больниц.

Это лишь некоторые сферы применения уличной плитки. Причины столь высокого спроса просты и очевидны.

  • Во-первых, она является оптимальным дорожным покрытием для мест, где есть сложности с работой крупной, средней и даже мелкой техники.
  • Во-вторых, на брусчатке реже и в меньшем количестве скапливаются лужи и грязь.
  • В-третьих, внешний вид тротуарной плитки гораздо приятнее, благороднее и эстетичнее, чем единая серая масса асфальтового покрытия.

В загородных поселках можно использовать любые виды материалов для создания дорожек. Не так уж важно, будут ли они из бетона, кирпичей, асфальтовой крошки или гравия, если вам не принципиально ландшафтное оформление. Однако, решив украсить свой загородный участок аккуратными дизайнерскими тропинками, вы в итоге все равно придете к выводу, что лучше тротуарной брусчатки вариантов не найти.

В отличие от традиционного бетонного или асфальтового литья, разноцветные геометрические формы плиток позволят придать покрытию изысканный, привлекательный, элитный вид. Она становится настоящим имиджевым элементом владений и повышает статус хозяина.

Для того чтобы замостить плиткой выбранный участок, его нужно подготовить к финальной выкладке. Подойдет и обычный песок при условии его тщательной трамбовки, но лучше все же соорудить специальную подушку из смеси гравия с песком. Сама по себе работа по мощению плиткой брусчаткой не вызывает особого затруднения даже у новичков, особенно если они заранее проконсультируются со специалистами во избежание ошибок и лишних трат или пригласят мастеров по укладке.

Читайте также:
Из чего лучше сделать перегородку из кирпича или гипсокартона

Преимущества брусчатки и ее технические характеристики

С экономической точки зрения выбор брусчатки вполне обоснован. Она гораздо выгоднее конкурентных покрытий:

  • не придется нанимать бригады рабочих;
  • не потребуется брать в аренду специальную технику;
  • стоимость брусчатки гораздо ниже и выигрышнее на фоне расходов на аналоги.

Широк и богат модельный ряд плиток. На сегодняшний день ассортимент оттенков, фактур, форм и рисунков столь велик, что можно удовлетворить даже самых привередливых владельцев недвижимости и представителей муниципальных властей. С использованием современных видов тротуарной плитки брусчатки дизайнеры предлагают поистине уникальные ландшафтные решения, создают настоящие шедевры!

Плитка подвержена минимальному износу. Если одна все же лопнет в процессе эксплуатации, не придется перекладывать заново всю дорожку. Достаточно будет просто заменить поврежденную часть. Более того, при некоторых вариантах укладки плитку можно использовать повторно. Особенно важно это качество при использовании данного покрытия в крупных городах, где довольно часто производят ремонт дорог и прокладку коммуникаций.

Еще одно очевидное преимущество дорожной брусчатки кроется в ее высоком уровне экологичности. Даже при длительном воздействии высоких температур она не начнет плавиться, выделяя в воздух токсичные химические испарения. Реагенты (соли и кислоты), применяемые в зимние периоды, на нее тоже не воздействуют и не проникают в структуру благодаря водостойкости поверхности.

Подводя итоги, можно составить полный список аргументов «за» при выборе плитки для мощения дорог. Это:

  • экономия на стоимости исходного материала, работе и аренде спецтехники;
  • минимальный уровень износа и деформации в процессе эксплуатации;
  • долговечность и возможность многократного использования;
  • устойчивость к перепадам температур и химическому воздействию;
  • водоотталкивающие свойства;
  • простота и легкость в уходе;
  • экологичность применяемых в процессе производства материалов;
  • богатый выбор расцветок, форм, фактур;
  • отсутствие проблем при ремонте и демонтаже.

Идеальные технические характеристики тротуарной плитки брусчатки:

Брусчатка.

Сегодняшняя тема – «Брусчатка», поведает нам: какая бывает брусчатка (её виды), разберёмся из чего производится и где применяется брусчатка. Совсем немного расскажу вам о истории появления брусчатого кирпича, как отделочный элемент дорожного и тротуарного покрытия. Тема как обычно будет подкреплена фото (при нажатии увеличивается) и видео. Кстати в видео пойдёт разговор про то, как производится брусчатка и о её положительных характеристиках.

Доброго вам здоровья дорогие посетители сайта “Умные Строители”! По уже сложившейся традиции, перед тем как будет обсуждаться тема под название брусчатка, хотелось бы представить вашему вниманию статью под названием “Брусчатка тротуарная или плитка*”, в корой обсуждается где используется тротуарная брусчатка или как сейчас принято называть, тротуарная плитка.

Если вам интересна стоимость укладки брусчатки, добро пожаловать в статью “Укладка брусчатки цена, стоимость*”. И так, вот и подошли мы к теме брусчатка. В начале стоит разобраться, что же такое брусчатка и для чего она предназначена.

Брусчатка – твёрдые брикеты из камня, предназначенные для укладки на проезжую часть в городском массиве, центральные улицы, подъезды к площадям, узкие улицы, стоянки и т.п. На данный момент брусчатка выпускается разных причудливых фор, но основная форма в которой выпускается брусчатка остаётся прямоугольной. Размер которой зачастую составляет Д- 20; Ш- 10; В- 7.

Виды брусчатки на данный момент разнообразны. Брусчатка бывает- колотая, брусчатка колотая и искусственно старенная, брусчатка морская каменная и так сказать винная брусчатка, ну и брусчатка плитка*. Все эти виды брусчатки чуть ниже на фото.(увеличивается).

Из какого материала бывает брусчатка. История. Достоинства и недостатки.

Если брать в расчет классическую брусчатку, то она происходит из камней твёрдых горных пород.

Читайте также:
Как помыть потолок из гипсокартона в домашних условиях

Например гранитная брусчатка производится из горного материала гранит, её достойно называют гранитная брусчатка*.

Базальтовая брусчатка, вырезается специальными станками из базальта.

Помимо этих привычных материалов, брусчатку изготавливают из кварцитового песчанника, которые можно поделить на разновидности горных смешанных пород:

— Брусчатка из кварцитового дикаря;

— Брусчатка из травертина.

Фото брусчатки из материала гранит, кварцит, чуть ниже.

История брусчатки.

Брусчатка или дороги из брусчатки, вели к нам купцов, прям из древнего Рима. Еще древними римлянами использовалась брусчатка из камня для облагораживания мостовых и дорог.

Брусчатка или брусчатый камень для дорог, применялся как пиленный, так и битый, и изготавливался только из гранита. Это и понятно, металлическая набивка на колёсах колесниц, брусчатку из других горных пород, разбивал вщент.

А вот у нас дороги мостились из дерева, дикого камня плашки, каменных с шедших глыб, а данный способ облагораживания дорог, брусчаткой, впервые пришел к нам в 1924 году. И то, брусчатка использовалась у зажиточных людей, подъезды к губерниям, палатам и т.д. Брусчатка считалась очень не дешевым материалом, а тем более трудоёмким, в смысле работы при добычи. Так что брусчатка на дорогах, особо не использовалась в плоть до 80- х годов, пока процесс производства и укладки не был модернизирован, поставлен на поток в Европе. Лишь после этого, брусчатка была взята как материал для облагораживания дорог.

На Украине брусчатка не использовалась, а вместо неё применяли для обустройства дорог улиц, камень сланец.

Достоинства брусчатки.

Брусчатка или брусчатый камень, благодаря своей структуре, очень долговечен, имеет высокую несущую способность. Благодаря тому, что брусчатка укладывается на песок или мелко сыпучие смеси, уложенная брусчатка подвижна при деформации почвы, при небольшой просадке земли.

Сейчас, перед укладкой брусчатки на дорогу используют геотекстиль*, благодаря которому брусчатка, как отделочный материал для дорог, не заменима.

Опять же обслуживание дорог из брусчатки, это очень дёшево и просто.

Брусчатка легко моется.

Недостатки брусчатки.

Первым недостатком является. конечно, стоимость самой настоящей брусчатки. Не ту что делают сами. Настоящую вырезают из горных пород, специальные машины, что достаточно прилично бьёт по карману обычного покупателя.

К еще одному недостатку можно отнести дренаж брусчатки! Есть брусчатка не будет уложена в уклоне к дренажной системе, вода размоет подушку под брусчаткой и нарушится целостная конструкция дороги.

Самодельная брусчатка скользкая.

Может появляться после осадков, специфический белый налёт.

Отголоски прошлого, или Где в Москве прогуляться по брусчатой мостовой

Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

Сейчас к московской брусчатке относятся бережно и очень серьезно. Участки, найденные при благоустройстве по программе «Моя улица», сохраняют. А в некоторых местах ее восстанавливают, возвращая улицам утраченный облик. С чего началась история мощения дорог в столице и где сейчас можно прогуляться по брусчатке?

Брусчатка на Пушечной, Петровке и около станции метро «Баррикадная»

Старинное мощение в современном городе редкость, поэтому прогулка по таким тротуарам — возможность оказаться в историческом месте.

Например, в столице можно походить по клинкерной мостовой. Мощение клинкерным кирпичом применялось в Москве в первой трети ХХ века в качестве эксперимента. Этот сверхпрочный кирпич из специальной глины, обжигавшейся до полного запекания при температуре 1200 градусов, укладывали на мостовых елочкой. В 2015 году во время работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица» на Пушечной улице возле Центрального детского магазина обнаружили сохранившиеся участки клинкерной мостовой. Было решено показать ее горожанам, и фрагмент этого кирпичного покрытия площадью около 40 квадратных метров был выложен возле церкви Софии Премудрости Божией.

Читайте также:
Как утеплить стену пеноплексом изнутри и обшить ее гипсокартоном у

Таким же способом в 1910е годы была вымощена и часть Театральной площади.

Еще один фрагмент брусчатой мостовой есть на Петровке, где проводились работы в рамках программы «Моя улица». Горожане смогут теперь не только любоваться брусчаткой, но и пройтись по участку такой мостовой напротив Малого театра.

Похожие фрагменты исторического мощения выложили на площади Тверская Застава вокруг памятника Максиму Горькому, на Сретенке и Земляном Валу. Кроме того, была восстановлена снятая для проведения работ в рамках программы «Моя улица» брусчатка на Баррикадной улице. А на Васильевском Спуске, у входа в парк «Зарядье», выложили такую же брусчатку, как на Красной площади.

От деревянного настила к асфальтовому покрытию

Первые мостовые Москвы были деревянными. Они появились в XII веке на территории крепости. Впервые улицы за пределами Кремля замостили в XIV веке. Изменения отразили даже в их названиях — Большая Тверская мостовая улица и Большая Никитская мостовая улица.

Мостовые делали за счет жителей, с которых собирался налог на усовершенствование улиц — так называемые мостовые деньги. Работы вели двумя способами: либо бревна укладывались поперек улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта, либо верхние части бревен стесывались, образовывая плоскую поверхность. Их также выкладывали поперек улицы.

Впервые по каменной мостовой москвичи смогли пройтись на территории Кремля в 1643 году. Мостить камнем городские улицы начали при Петре I — с 1690-х годов. Содержать их приходилось домовладельцам. В 1718 году издали указы, в которых предписывалось территорию напротив своего двора засыпать песком и камнем, мостить гладко и делать стоки к рекам и прудам.

Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим хозяевам.

До середины XIX века технология укладки камня была далека от идеала: часто булыжник укладывали без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала бревна и доски, которые сверху посыпали щебенкой, мусором, углем и золой, потом добавляли прослойку земли и только после этого сверху клали камень.

В 1870-е годы московским властям булыжник казался сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. В крупных городах мира популярность набирал асфальт. Первый асфальтированный участок в Москве появился на Никольской улице в 1873-м. Сделано это было по инициативе богатого купца Александра Пороховщикова. Он построил на этой улице ресторан и решил удивить публику, закатав участок вдоль своего владения в асфальт.

Тогда городские власти решили отправить самых перспективных инженеров перенимать опыт в Европе — узнавать технологию укладки мостовых, а в Баку — изучать процессы добычи и производства асфальта.

Вернувшись в Москву, один из инженеров заявил: «Москва раз и навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем, негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку, а городская дума согласилась провести эксперимент с новыми видами покрытия и выделила в 1876 году 50 тысяч рублей на мощение пяти пробных участков мостовой на Тверской улице. Первый участок — прессованные асфальтовые кирпичи, второй — прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий — литой сызранский асфальт, четвертый — прессованный сессельский асфальт и пятый — деревянная торцовая мостовая по системе Николсона. Лучшими оказались литой сызранский асфальт и, как ни странно, деревянное покрытие.

Читайте также:
Какое расстояние между саморезами при креплении гипсокартона на потолке

К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 2,5 гектара. Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенные на средства богатых предпринимателей. Причем некоторые укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колес и лошадиных подков.

Находки «Моей улицы»: кремневый резец и фундаменты четырех церквей

Помимо обнаруженной под асфальтом некоторых улиц брусчатки, во время работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица» археологи нашли множество исторических артефактов. Так, на Сретенке обнаружили кремневый резец эпохи неолита, а на Покровском бульваре — скребок эпохи мезолита. Они могли попасть в более поздние культурные слои во время земляных работ, которые проводились 400–500 лет назад.

Специалисты обнаружили фундаменты четырех древних церквей, колодец времен Екатерины II, финно-угорскую «шумящую» подвеску и именное рыбацкое грузило. Кроме того, археологи нашли клад медных монет, тайные комнаты в Китайгородской стене и серебро в шахматной фигуре времен Ивана Грозного.

На Большой Лубянке найдено надгробие XVII века, которое принадлежит Анне Ртищевой, жене Петра Прозоровского, сподвижника Петра I, а на территории «Зарядья» — следы торговой площади.

Отголоски прошлого, или Где в Москве прогуляться по брусчатой мостовой

Первая брусчатка появилась на улицах Москвы в 1870-е годы. Тогда ее воспринимали как один из вариантов экспериментального покрытия мостовых наряду с асфальтом. Использовали три типа камня: бруски высотой 15–16 сантиметров, укладываемые на песчаное основание, брюккенштейн, или так называемую пониженную брусчатку, предназначенную для выкладки на слое бетона, и клейнпфлястер, или мозаику виде кубиков, высотой восемь — десять сантиметров. Брусчатку клали на бетонное основание, покрытое сверху песком. Между трамвайными путями использовали камень высотой 12–14 сантиметров.

Сейчас к московской брусчатке относятся бережно и очень серьезно. Участки, найденные при благоустройстве по программе «Моя улица», сохраняют. А в некоторых местах ее восстанавливают, возвращая улицам утраченный облик. С чего началась история мощения дорог в столице и где сейчас можно прогуляться по брусчатке?

Брусчатка на Пушечной, Петровке и около станции метро «Баррикадная»

Старинное мощение в современном городе редкость, поэтому прогулка по таким тротуарам — возможность оказаться в историческом месте.

Например, в столице можно походить по клинкерной мостовой. Мощение клинкерным кирпичом применялось в Москве в первой трети ХХ века в качестве эксперимента. Этот сверхпрочный кирпич из специальной глины, обжигавшейся до полного запекания при температуре 1200 градусов, укладывали на мостовых елочкой. В 2015 году во время работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица» на Пушечной улице возле Центрального детского магазина обнаружили сохранившиеся участки клинкерной мостовой. Было решено показать ее горожанам, и фрагмент этого кирпичного покрытия площадью около 40 квадратных метров был выложен возле церкви Софии Премудрости Божией.

Таким же способом в 1910е годы была вымощена и часть Театральной площади.

Еще один фрагмент брусчатой мостовой есть на Петровке, где проводились работы в рамках программы «Моя улица». Горожане смогут теперь не только любоваться брусчаткой, но и пройтись по участку такой мостовой напротив Малого театра.

Похожие фрагменты исторического мощения выложили на площади Тверская Застава вокруг памятника Максиму Горькому, на Сретенке и Земляном Валу. Кроме того, была восстановлена снятая для проведения работ в рамках программы «Моя улица» брусчатка на Баррикадной улице. А на Васильевском Спуске, у входа в парк «Зарядье», выложили такую же брусчатку, как на Красной площади.

От деревянного настила к асфальтовому покрытию

Первые мостовые Москвы были деревянными. Они появились в XII веке на территории крепости. Впервые улицы за пределами Кремля замостили в XIV веке. Изменения отразили даже в их названиях — Большая Тверская мостовая улица и Большая Никитская мостовая улица.

Мостовые делали за счет жителей, с которых собирался налог на усовершенствование улиц — так называемые мостовые деньги. Работы вели двумя способами: либо бревна укладывались поперек улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта, либо верхние части бревен стесывались, образовывая плоскую поверхность. Их также выкладывали поперек улицы.

Читайте также:
Как сделать арки межкомнатные из гипсокартона красиво необычные

Впервые по каменной мостовой москвичи смогли пройтись на территории Кремля в 1643 году. Мостить камнем городские улицы начали при Петре I — с 1690-х годов. Содержать их приходилось домовладельцам. В 1718 году издали указы, в которых предписывалось территорию напротив своего двора засыпать песком и камнем, мостить гладко и делать стоки к рекам и прудам.

Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим хозяевам.

До середины XIX века технология укладки камня была далека от идеала: часто булыжник укладывали без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала бревна и доски, которые сверху посыпали щебенкой, мусором, углем и золой, потом добавляли прослойку земли и только после этого сверху клали камень.

В 1870-е годы московским властям булыжник казался сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. В крупных городах мира популярность набирал асфальт. Первый асфальтированный участок в Москве появился на Никольской улице в 1873-м. Сделано это было по инициативе богатого купца Александра Пороховщикова. Он построил на этой улице ресторан и решил удивить публику, закатав участок вдоль своего владения в асфальт.

Тогда городские власти решили отправить самых перспективных инженеров перенимать опыт в Европе — узнавать технологию укладки мостовых, а в Баку — изучать процессы добычи и производства асфальта.

Вернувшись в Москву, один из инженеров заявил: «Москва раз и навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем, негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку, а городская дума согласилась провести эксперимент с новыми видами покрытия и выделила в 1876 году 50 тысяч рублей на мощение пяти пробных участков мостовой на Тверской улице. Первый участок — прессованные асфальтовые кирпичи, второй — прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий — литой сызранский асфальт, четвертый — прессованный сессельский асфальт и пятый — деревянная торцовая мостовая по системе Николсона. Лучшими оказались литой сызранский асфальт и, как ни странно, деревянное покрытие.

К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 2,5 гектара. Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенные на средства богатых предпринимателей. Причем некоторые укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колес и лошадиных подков.

Находки «Моей улицы»: кремневый резец и фундаменты четырех церквей

Помимо обнаруженной под асфальтом некоторых улиц брусчатки, во время работ по благоустройству в рамках программы «Моя улица» археологи нашли множество исторических артефактов. Так, на Сретенке обнаружили кремневый резец эпохи неолита, а на Покровском бульваре — скребок эпохи мезолита. Они могли попасть в более поздние культурные слои во время земляных работ, которые проводились 400–500 лет назад.

Специалисты обнаружили фундаменты четырех древних церквей, колодец времен Екатерины II, финно-угорскую «шумящую» подвеску и именное рыбацкое грузило. Кроме того, археологи нашли клад медных монет, тайные комнаты в Китайгородской стене и серебро в шахматной фигуре времен Ивана Грозного.

На Большой Лубянке найдено надгробие XVII века, которое принадлежит Анне Ртищевой, жене Петра Прозоровского, сподвижника Петра I, а на территории «Зарядья» — следы торговой площади.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: