Как поставить детскую горку на участке

Детская горка — пошаговая инструкция изготовления с фото. Как сделать своими руками: из дерева или металла? Интересные идеи горок

Игры на свежем воздухе занимают почти все свободное время детей на даче. А если ребята вспоминают прежние забавы на городских детских площадках, можно порадовать их привычной горкой.

На сегодняшний день продаются готовые детские горки для дачи. Чаще всего они бывают надувные и пластиковые. Легкость покупки со временем омрачается недолговечностью. А своими руками можно сделать добротную конструкцию, которая послужит не только детям, но и внукам.

Укрепленная детская горка, изготовленная из натурального дерева, порадует и детей, и мам с бабушками. Она надежна, прочна, безопасна.

С чего начинается работа

Любые перемены на дачном участке начинаются с проектирования. Важно правильно рассчитать параметры будущего сооружения, чтобы:

  • высота детской горки (ступенек, перил, перекрытий) соответствовала росту и возрасту ребенка;
  • строительные материалы были в достаточном количестве;
  • изготовление деталей было простым и понятным;
  • постройка органично вписалась на участке, не задевала провода, оборудование для полива.

Общее правило: длина горки должна быть в два раза больше ее высоты. Угол наклона скользящей поверхности имеет такое важное значение, что даже подробно описывается в ГОСТах. Они находятся в открытом доступе, ознакомиться с ними будет полезно. Чертежи можно делать от руки или в специальных программах. 3D-проекты позволяют взглянуть на планировку со всех сторон. Понять, будет ли видно веселящихся детей из окна или беседки. Не заденут ли бурные игры трубы и кабели, проложенные в земле.

Какие материалы используются

Горка для детской площадки строится из таких материалов:

  • деревянные доски;
  • брус;
  • нержавеющие крепления;
  • смесь щебня и песка;
  • бетон.

Предварительная обработка деревянных заготовок водоотталкивающими, противогрибковыми пропитками увеличит срок их эксплуатации. Есть и покрытия для готовой конструкции.

Скользящая поверхность

Скат горки можно оставить дощатым. При нанесении специальной восковой полировки или акрила для ванн он будет достаточно скользить. А можно уложить сверху покрытие:

  • линолеум;
  • лист оцинкованной стали (не менее 0,5 мм толщиной);
  • пластмассовый лист.

Самое лучшее скольжение даст пластмасса, но она может не выдержать морозную зиму и растрескаться. Со стальным листом нужно обращаться ответственно, чтобы избежать порезов об острые края. Металлическая поверхность хорошо скользит, но очень греется на солнце. Такие скаты желательно располагать в тени, чтобы не обжечься.

Не рекомендуется укладывать ламинат. Первый же осенний дождик покоробит поверхность горки необратимо. Не выдержит испытаний и фанера.

Основные этапы работы

  1. Очистка и разметка участка. Подготовка опор (нужно распилить, сделать пазы).
  2. Установка опор. Для каждой из них пробуривается отверстие глубиной 50-60 см, куда засыпается щебнево-песчаная смесь. Установленный брус заливается бетоном. Дополнительно опорные брусья «связываются» досками, закрепляемыми в пазы.
  3. Монтаж верхней площадки – «пола». Между досками желательно сделать небольшие зазоры, чтобы не застаивалась дождевая вода.
  4. Монтаж спуска. Если планируется пластмассовый спуск, то просто закрепляется купленная заготовка. Если будет деревянный скат, то он собирается вручную. Обязательно нужно предусмотреть ограждающие бортики.
  5. Тщательная шлифовка деревянного ската.
  6. Монтаж лестницы и перил.

Нюансы эксплуатации

  • Новая горка обрабатывается акриловыми красками или лаками. Покрытие следует наносить в несколько слоев, каждому давая достаточное время для высыхания.
  • Любые краски придется обновлять. Рекомендуется тщательно шлифовать поверхности перед их реконструкцией, осматривать на предмет повреждений. Трещины, сколы, неровности затирать шпатлевкой.
  • Гибкие полимеры способны значительно разнообразить форму детской горки, своими руками создаваемой для домочадцев. Но они потребуют дополнительного укрепления. Бортики у изогнутого ската должны быть выше, чем у прямого.
  • На верхней площадке можно организовать «летний домик», под ступеньками лестницы – ящики для хранения игрушек и «песочного» инвентаря. Иногда под горкой устраивают и песочницу. Многочисленные фото детских горок помогут найти подходящее решение.
  • В зимний период деревянная конструкция легко превращается в ледяную крепость.

Вопросы безопасности

  • Место приземления должно быть максимально мягким. Чистый песок или мат с хорошей амортизацией подойдут лучше всего.
  • Рядом с горкой никогда нельзя допускать наличия электроприборов, химикатов, острых садовых инструментов.
  • Вокруг игровой зоны должно быть достаточно открытого пространства (без заборов, колючих кустов и деревьев).

Конструкцию требуется регулярно осматривать на предмет трещин и повреждений, надежности стыков и устойчивости перил.

Горка превращается в игровой комплекс

На первую в жизни самодельную горку может уйти много времени. Но как только работа закончена, сразу хочется сделать что-то еще. Дополнить или усовершенствовать собственную работу.

Проще всего это сделать, установив поперечные перекладины между опорами – это будут маленькие турники. Прочные канаты или кольца повесить тоже легко. Качели самой простой конструкции привешиваются за один вечер. Если верхняя площадка находится на достаточной высоте, можно дополнить горку веревочной лестницей или сеткой.

Детская горка своими руками на дачном участке

Если в семье есть дети, во дворе частного дома необходимо организовать детскую площадку, оборудованную игровым комплексом для летних развлечений под открытым небом. Помимо качелей и песочницы желательно установить горку. Возможно приобретение готовой конструкции, но куда интереснее сделать оригинальную горку для любимого чада своими руками.

Горка для детей на приусадебном участке своими руками

Владельцы небольших приусадебных участков редко устанавливают горку для детворы, боясь того, что оборудование будет занимать слишком много места. Хотя сооружение может оказаться полезным и для родителей. Пока детвора летом весело резвится на детской площадке, взрослые могут спокойно заняться своими делами в огороде. Помимо развлекательной функции горка оказывает положительный эффект на физическое и эмоциональное развитие ребенка.

Когда малыш забирается вверх по лестнице и скатывается вниз с горы, улучшаются следующие важные показатели:

  • повышается физическая активность;
  • улучшается координация и ловкость;
  • мышцы и кости становятся крепче и сильнее;
  • организм активно насыщается кислородом;
  • улучшается обмен веществ;
  • повышается качество сна.

Если малышня играет в компании, развиваются коммуникационные навыки в процессе совместной игры.

Необязательно покупать дорогостоящее оборудование для площадки. При наличии инструментов и свободного времени вполне возможно построить конструкцию своими руками из подручных материалов.

Читайте также:
Как делать короба из гипсокартона в ванной - особенности и методы установки

Требования, предъявляемые к конструкции

Любая горка, независимо от того, куплена она или сделана своими руками, должна отвечать всем требованиям безопасности.

К конструкции предъявляются следующие требования:

  • Используемые материалы, должны подходить для использования на улице. В их составе недопустимо наличие токсичных веществ. Для обработки поверхностей, с которыми будут контактировать дети выбирают гипоаллергенные покрытия.
  • На лесенках устанавливаются перила, которые облегчат взбирание ребенка наверх.
  • Пространство на верхней площадке должно быть защищено ограждением, чтобы малыш случайно не свалился.
  • В начале спуска обязательно монтируются защитные бортики.
  • Перед зоной спуска необходимо организовать свободное пространство, чтобы ребятня не толпились и не создавала толкучку в ожидании своей очереди.
  • Не допускается наличие острых углов, за которые дети могут зацепиться.
  • Все элементы игрового комплекса должны быть надежно зафиксированы.
  • Любая горка состоит из 3 зон: спуск, скольжение и остановка.

Внимание! Игровая зона должна располагаться в зоне видимости взрослых, вдали от дороги, построек, столбов и деревьев. Дети должны иметь свободный проход ко всем частям конструкции.

Чтобы смягчить неизбежные падения во время активных игр, участок вокруг горки рекомендуется засеять газоном или использовать прорезиненное покрытие.

Какие бывают разновидности горок

Современные производители предлагают большой выбор готовых игровых конструкций или отдельных элементов для их сборки. При покупке необходимо обратить внимание на то, для каких условий эксплуатации предназначена выбранная модель. Помимо уличных вариантов большой популярностью пользуются домашние горки. Они отличаются меньшими габаритами и производятся совершенно из другого материала, который зачастую не подходит для использования на улице. Для их сборки используется:

  • фанера;
  • ЛДСП или МДФ;
  • ламинат;
  • дерево;
  • пластик и пр.

Для установки на улице подойдет горка из следующих видов материалов:

  • ПВХ;
  • металлическая;
  • из высококачественного пластика;
  • из обработанной древесины.

Важно! В процессе планирования будущей конструкции важно учесть возраст малыша, который будет пользоваться игровым комплексом. От этого зависит высота и угол наклона ската.

Надувные горки

Для производства надувных горок используется ПВХ. Это самый доступный и дешевый вариант, который можно быстро установить во дворе частного дома или на дачном участке. Для ее установки подойдет любая ровная поверхность, вблизи которой нет острых предметов.

Чтобы подготовить резиновое изделие к использованию понадобится электронасос, который быстро накачает воздух внутрь. Такое развлекательное средство может использоваться и в качестве батута, подойдет для игр детей возрастом до 5 лет. Развлекательный комплекс легко спустить и убрать на хранение или взять с собой на отдых на природе. Основной минус – это недолговечность материала, который легко проколоть.

Пластиковый игровой комплекс для детской площадки

Развлекательная конструкция из пластика – более прочный и долговечный вариант, по сравнению с надувной. Производители предлагают огромное количество различных комплектующих, для сборки игрового комплекса на любой вкус и кошелек. Такой тип изделия предназначен для детей в дошкольном возрасте. Применение пластика позволяет изготовить скат не только классической формы, но и в форме трубы или спирали.

Материал отличается хорошей теплоемкостью и подходит для круглогодичного использования. Чтобы собрать игровой комплекс, необходимо потратить совсем немного времени и следовать указаниям из инструкции. Качественная конструкция прослужит несколько лет, а вот китайские дешевые модели быстро приходят в негодность. При необходимости такую конструкцию легко переставить на другое место.

Металлическая горка

Железные конструкции часто используются для строительства общественных игровых площадок во дворах жилых комплексов. Материал отличается практичностью и долговечностью. Подойдет для игр детей любого возраста.

Чтобы изделие из металла простояло не один сезон, необходимо регулярно осматривать все детали и обновлять слой лакокрасочного покрытия. Иначе горка быстро придет в негодность из-за коррозии, которой подвергается металл под воздействием естественных неблагоприятных факторов.

Для изготовления ската используют нержавеющую сталь. Главный минус данного материала – конструкция сильно нагревается на солнце, скатившись в жаркую погоду ребенок может запросто получить ожоги.

Деревянная развлекательная конструкция

Древесина – наиболее практичный и экологичный материал для детских игр. При соблюдении технологии обработки древесины, конструкция порадует детей многие годы. Горка из дерева, собранная своими руками, будет являться настоящим украшением двора загородного дома.

Для защиты от гниения, необходимо регулярно обновлять слой лакокрасочного покрытия. Для организации ската необходимо выбирать гладкую древесину, чтобы защитить ребенка от возможных заноз и повреждения одежды.

Совет! Сделать скат гладким можно, покрыв его слоем специального пластика или обив линолеумом.

При наличии лишних финансов, можно не тратить время и силы и приобрести готовый игровой комплекс. Но имея желание и простые инструменты, используя подручные материалы, каждый сможет сам собрать оригинальную конструкцию. Детская горка своими руками – отличный подарок для ребенка, который развлечет детишек, пока родители заняты делами по хозяйству.

Какой материал выбрать для строительства, использование подручных средств

Решившись на самостоятельное строительство детской площадки на участке, перед многими встает вопрос. Как и из чего сделать детскую горку?

Чтобы самодельная горка долго прослужила, необходимо выбирать качественные надежные материалы, отвечающие всем требованиям безопасности. Наилучшее решение – это использование древесины или металла. Конструкцию можно целиком возвести из одного из этих материалов, либо комбинировать их между собой. Например, собрать основание из древесины, а, чтобы организовать скат, используют оцинковку.

Совет! Для организации ската можно купить готовый элемент из качественного пластика, который необходимо всего лишь монтировать на подготовленное основание.

Во многом выбор материалов зависит от вкусовых предпочтений, желательно чтобы готовая конструкция гармонировала с дизайном остальной части приусадебного участка.

Для создания основы подойдут:

  • деревянные брусья;
  • металлические трубы;
  • металлические уголки;
  • рейки или вагонка для отделки.

В качестве материла для ската можно использовать:

  • ламинированный ДСП с гладким глянцевым покрытием;
  • лист оцинкованного металла;
  • доски;
  • линолеум;
  • готовый скат из качественной пластмассы.

Изготовление горки по шагам

Определившись с идеей и выбором материала для строительства, необходимо нарисовать чертеж будущего проекта с указанием точных размеров. Наглядный рисунок поможет в правильном расчете количества материалов, даст возможность оценить масштаб предстоящей работы.

Читайте также:
Преимущества безрамного остекления балконов, террас, веранды

В процессе проектирования необходимо учитывать:

  1. Количество детей, которые будут играться на площадке, и их возраст.
  2. Площадь и особенности ландшафта участка.
  3. Размер ската прямопропоционально зависит от высоты горки.
  4. Пожелания ребенка, которые реально осуществить своими силами.
  5. Важно здраво оценивать свои возможности.

Чтобы не запутаться в процессе сборки конструкции, на этапе планирования можно набросать пошаговый план действий. Руководствуясь которым, получится избежать возможных ошибок.

Оптимальная высота конструкции:

Для малышей до 3 лет – 100-150 см.

От 4 до 6 лет – 200-250 см.

Для школьников – 300 см.

Далее представлено пошаговое руководство, как сделать горку для детей своими руками из подручных материалов с минимальными затратами.

Детская горка из дерева и металла

Самым простым вариантом самодельной конструкции считается горка, основа которой собрана из деревянных материалов и оборудована скатом из металла. Дерево проще распилить на нужные детали, которые легко соединить саморезами. Чтобы собрать конструкцию из металла необходим сварочный аппарат и умение им пользоваться. При неправильном обращении с оборудованием процесс станет небезопасным для окружающих, а металл будет попросту испорчен.

Для воплощения проекта в реальность понадобятся следующие материалы:

  • деревянный брус 90×90 мм и 50×50 мм;
  • доски;
  • фанера;
  • лист оцинкованного металла;
  • труба;
  • болты, гайки и саморезы;
  • специальная пропитка для дерева;
  • краска.

Инструменты для работы:

  • дрель;
  • электролобзик;
  • лопата;
  • шуруповерт;
  • отвёртка;
  • молоток;
  • аппарат для сварки.

Детская горка из подручных материалов для дачи своими руками собирается в следующей последовательности:

  1. Первым делом, необходимо подготовить площадку для установки готового изделия. Минимальный размер не менее 2 метров по каждой из сторон.
  2. В соответствии с проектом размечают точки для установки опор. В нужных местах выкапывают ямы глубиной около 0.5-0,6 м, в которые строго вертикально вставляют обработанный деревянный брус, оставшееся пространство бетонируется. Такой способ позволит наиболее эффективно закрепить сооружение, и сделать сооружение безопасным для детворы.
  3. Вверху на опорах, на одинаковой высоте, необходимо выпилить пазы глубиной около 20 мм, в которые вставляются перекладины из досок. Места соединения фиксируют крепежными принадлежностями.
  4. Чтобы укрепить стыки, с внутренней стороны устанавливаются металлические уголки.
  5. Для изготовления пола используется деревянный брус. На подготовленный каркас укладываются доски. Чтобы обеспечить свободное стекание дождевой воды вниз, между досками оставляют небольшой зазор шириной 5-7 мм.
  6. Затем приступают к сборке ската. Можно установить готовый пластиковый скат. Либо сделать его из досок.
  7. Вдоль ската необходимо установить оградительный бортик, выпиленный из фанеры.
  8. Поверх подготовленного основания укладывается лист оцинкованного металла.
  9. Фиксация ската к основной части проводится путем запиливания пазов в деталях, либо под углом 45 ˚.
  10. Следующий этап – монтаж лестницы. Ступеньки монтируются в пазы в боковых опорах и фиксируются с помощью металлических крепежей.
  11. Для обеспечения удобства и безопасности ребенка в процессе подъема по ступенькам, устанавливают перила.
  12. Верхняя часть огораживается высокими бортиками, чтобы ребенок нечаянно не свалился вниз.
  13. При желании, можно установить навес в форме домика, который станет укрытием от дождя.
  14. Чтобы готовое изделие радовало малышей не один год, все деревянные элементы пропитываются защитным составом.
  15. После чего можно приступать к покраске готовой конструкции.

Как красиво оформить, идеи для дизайна

Самостоятельное изготовление конструкции открывает большой простор для фантазии в итоговом оформлении:

  • Для окрашивания деталей выбирают разноцветные яркие краски. Главное, чтобы они подходили для использования на улице и имели гипоаллергенный состав безопасный для детей.
  • Для оформления перил и защитных бортиков подойдут деревянные элементы с резными формами.
  • Бортики на скате, выпиленные в необычной форме, добавят изюминки готовому изделию.
  • Многие умельцы стилизуют элементы игрового комплекса под любимых мультяшных персонажей своих малышей.

Совет! Проявляя фантазию в оформлении, не надо забывать, что все части должны быть полностью безопасны для ребенка. Не допустимо использование острых углов, выпирающих элементов. Дерево необходимо тщательно обрабатывать, чтобы защитить детские ручки от попадания занозы.

Проектирование и постройка горки для своего малыша – интересный и увлекательный процесс, который позволит воплотить своими руками в реальность любые идеи. Готовый результат принесет большую радость ребенку, сбережет семейный бюджет и освободит время для домашних дел.

Как сделать детскую горку своими руками

На участке рядом с загородным домом или дачей семьи с маленькими детьми часто оборудуют место для активных игр. В зависимости от своих финансовых возможностей, желаний и площади участка можно выбрать тот или иной вариант. Это может быть целая площадка, песочница, качели или горки. Многие конструкции можно приобрести в готовом виде, а можно и собрать самостоятельно. О том, как сделать горку детскую своими руками, вы узнаете из статьи.

  • Правила сооружения
  • Разновидности детских горок
  • Горка из дерева своими руками
  • Материалы для ската
  • Обеспечение безопасности и прочности

Правила сооружения

Прежде чем выяснить, как сделать горку для детей своими руками, следует изучить правила ее строительства и установки. Помнить нужно следующее:

  • конструкция должна быть комфортной для ребенка;
  • на спуске должна быть «тормозная площадка». Это участок, где скат должен располагаться параллельно поверхности земли. Если скорость спуска не будет сокращаться, есть риск травмирования;
  • по длине самодельная горка должна быть вдвое больше высоту конструкции. Например, при длине ската в 5 м высота размещения стартовой площадки не должна превышать показатель в 2,5 м;
  • в метре от спуска не должно быть никаких других сооружений, чтобы ребенок при разгоне не ударился;
  • в зоне спуска обустройстве специальное покрытие (например, резиновый коврик);
  • под конструкцией не должно образовываться болото;
  • для возведения конструкции применяйте только безопасные и экологические материалы. Независимо от того, что вы выберите, они не должны включать в себя вредные компоненты. Это касается и лакокрасочных материалов, которыми вы будете покрывать горку;
  • если горка делается из дерева или пластика, она должна быть устойчива к возгоранию;
  • при сооружении обязательно используйте ограждения и перила. Благодаря этим элементам ребенок будет не только держать равновесие при подъеме вверх, но и не упадет при активном движении. Эти конструкции обязательно должны присутствовать на горке независимо от того, сколько лет ребенку;
  • конструкция не должна иметь щели и проемы, чтобы во время игры ребенок не травмировался или не застрял.
Читайте также:
Почему брать в аренду строительные леса выгодно

Горка непременно должна быть устойчивой, функциональной, прочной и иметь привлекательный внешний вид. Ее основание можно забетонировать или использовать опоры из металла. Все конструктивные элементы следует отшлифовать и покрыть лаком.

Обязательно учитывайте возраст ребенка, если речь идет о дошкольниках или младших школьниках, то высота горки должна быть максимум 3,5 м.

Разновидности детских горок

Выбирать размеры и материалы для самодельной горки нужно в зависимости от того, где именно она будет установлена. Например, если вам нужно сделать ее не для улицы, а для помещения, то она должна быть маленькой, а для производства используют такие материалы, как:

  • ламинат;
  • фанера;
  • ДСП;
  • древесина и не только.

Принцип их изготовления не отличается от работ по строительству уличных горок, но речь идет и гораздо меньших габаритах.

А если речь идет о том, чтобы сделать вариант для улицы, то следует определиться и с материалом, поскольку работа с каждым из них может отличаться. А еще отличаются и свойства того или иного материала, они имеют свои плюсы и минусы. Их характеристики такие:

  • надувные конструкции на основе ПВХ — они подходят для самых маленьких детей. Их легко накачать с помощью электронасоса или вручную, они компактны, но служат недолго;
  • пластиковые — для детей от 3 до 5 лет. Скаты могут иметь разную форму — волны, спирали, трубы и не только. Конструкции просты в плане ухода, безопасны, компактные, а поверхность ската скользящая. Спускаться с горок можно в любое время года, поскольку пластиковый скат зимой не будет охлаждаться, а летом не перегреется. Собрать такую горку своими руками просто — нужно соединить детали согласно чертежам. Ключевой ее недостаток — это хрупкость материала. Пластик с легкостью может дать трещину
  • металлические — эти конструкции надежные и прочные. Если за ними ухаживать правильно, горки простоят несколько десятилетий и послужат не только вашим детям, но и внукам. Их можно сделать с разной высотой и разной длиной спуска. Но есть и минусы: металл имеет высокую теплопроводность, летом скат будет горячим, а зимой холодным, кроме того, стальной скат подвергается коррозии;
  • деревянные — дерево является наиболее доступным материалом. Это экологически чистое сырье, изделие из дерева можно установить где угодно, она удобная и легкая. Но древесина склонна к деформации и подвержена гниению, об этом обязательно нужно помнить.

На примере последнего варианта вы узнаете, как построить горку своими руками для улицы. Ведь именно деревянные горки устанавливают на дачах чаще всего.

Горка из дерева своими руками

Поскольку дерево — это самый доступный материал, то для строительства своими руками используют именно его. Кроме этого, деревянную конструкцию проще ремонтировать и проще всего монтировать. В отличие от металлических конструкций, вам не потребуется использовать сварочный аппарат и другие сложные приспособления.

Работы по сооружению деревянной горки начинаются с подготовительных мероприятий. От того, как правильно вы их выполните, зависит то, насколько успешным будет результат. На этом этапе потребуется сделать следующее:

  • на месте установки горки снимите плодородную почву, и выровнять грунт;
  • площадку засыпьте песком и дайте осесть ему, утрамбуйте почву;
  • приготовьте заготовки из дерева (например, доски для ступней, брус под основание, перила или косоур и не только), просушите их, напилите согласно чертежу и хорошо зашкурьте. Затем пропитайте их защитной смесью;
  • ступени, поручни и доски для «тоннеля» покрасьте в два слоя эмалью с учетом промежуточного шлифования;
  • подготовьте боковые элементы для обшивки тоннеля и бортика и обработайте все пропиткой.

Когда подготовка окончена, можно создавать основу для будущего сооружения и выполнять последующие действия. Алгоритм такой:

  • постройте фундамент: с этой целью с помощью садового бугра сделайте лунки и поставьте арматуру по уровню, затем залейте бетоном;
  • приварите уголки к арматуре;
  • в столбах для основания выполните пропилы и установите брус на уголки, закрепив с помощью саморезов;
  • соедините столбы друг с другом укосинами;
  • чтобы сделать лестницу закрепите косоуры и набейте на них ступени;
  • установите стартовую площадку для лестницы;
  • сделайте основание для спуска на основе бруса и поставьте изогнутый металлический профиль для ската;
  • на основание под скат ставится фанерный щит, и делается настил на основе оцинкованного железа;
  • по периметру части лица нужно загнуть и внизу прикрепить к металлическому профилю;
  • в досках прорезается щель и туда заворачивается железный настил, а под скатом изготавливается тоннель на основе досок;
  • фанерой зашиваются боковые части;
  • поставьте на горку бортики и перила на лестницу;
  • установите четырехскатную крышу, которую потребуется накрыть заранее обработанной фанерой;
  • боковые части зашиваются листами фанеры.

Естественно, варианты изготовления существуют разные. Все зависит от того, какой именно будет конструкция. Возможно, она будет состоять из двух горок разных размеров и дополнительных элементов. Это самостоятельно будет сделать сложнее.

Материалы для ската

Даже сам скат можно сделать на основе различных материалов. Кроме фанеры, для него могут подойти:

  • лист пластмассы (имеет самые лучшие характеристики в отношении скольжения, но может трескаться);
  • оцинкованный лист на 0,5 мм в толщину;
  • линолеум.

Кроме этого, древесину можно отполировать воском. Некоторые выстилают скат ламинатом, но этого делать не рекомендуется, поскольку ламинат под нагрузкой или действием влаги имеет свойство деформироваться.

Обеспечение безопасности и прочности

При строительстве необходимо соблюдать ряд правил, чтобы конструкция прослужила максимально долго, а родители не переживали о безопасности ребенка.

В частности, каждый элемент конструкции закрепляйте максимально надежно. Готовую горку из дерева не рекомендуется покрывать простой масляной краской. Лучше использовать акриловое покрытие или качественный лак. По крайней мере, это касается ската как наиболее используемой части изделия. Декоративное покрытие нужно наносить в несколько слоев, каждый при этом нужно высушивать перед нанесением последующего.

Читайте также:
Карманные воздушные фильтры: что это такое и зачем нужны

Покрытие ската будет со временем стираться, соответственно, за ним нужно правильно ухаживать. Каждый раз перед покраской поверхность следует шлифовать, устранять все деформации на досках, а щели затирать. И только после этих действий поверхность покрывается краской.

Для обеспечения безопасности ребенка во время игры помните следующее:

  • периодически деревянную горку нужно осматривать, нет ли на поверхности деформаций или же рассохшихся соединений. Это особенно важно после зимы;
  • горку лучше устанавливать в тени, желательно, чтобы она хорошо просматривалась из окна;
  • рядом с местом установки не должно быть растений, вызывающих аллергию, ядовитых или колючих растений. А цветы-медоносы могут привлекать пчел, которые для детей могут представлять опасность;
  • рядом с горкой нельзя размещать трубы, электрические кабели или шланги.

Если горка будет изготавливаться для общего пользования, то вокруг нее должно быть достаточно места, чтобы там находилось несколько детей одновременно.

Занимаясь сооружением горки, нужно все тщательно спланировать и предусмотреть все риски. Независимо от того, какой используется материал, нужно внимательно изучить его свойства.

Теперь вы знаете, как сделать горку своими руками на даче или рядом с загородным домом. Нужно лишь правильно подбирать материалы для работы и соблюдать определенные параметры. Со временем вы сможете дополнить горку качелями, снарядами, каруселью и другими приспособлениями.

Детские горки для дачи/площадки: безопасность, конструкция, изготовление самостоятельно

Почему дети любят кататься с горок? Вопрос праздный. Ну, прикольно, и все тут. Это уж взрослые умные дяди и тети наисследовали, что катание с горки тренирует вестибулярный аппарат, координацию движений, учит правильно оценивать степень риска и группироваться в падении. Многие животные накатывают себе гладкие дорожки на влажных глиняных откосах и скатываются с них.

Почему дети любят кататься с горок? Вопрос праздный. Ну, прикольно, и все тут. Это уж взрослые умные дяди и тети наисследовали, что катание с горки тренирует вестибулярный аппарат, координацию движений, учит правильно оценивать степень риска и группироваться в падении. Многие животные накатывают себе гладкие дорожки на влажных глиняных откосах и скатываются с них.

  • Что нужно знать, чтобы кататься с пользой?
    • Скат
    • Высота площадки
    • Настил и покрытие ската
    • Как сделать скат из дерева
    • О покупных скатах
  • Примеры конструкций
  • А если плюх вместо шмяка?

Делается детская горка своими руками без особых сложностей. Можно найти немало горок для катания детей, которые им построили мамы. Место для детской горки всегда найдется на участке любого размера, см. рис. ниже. Затраты на материалы для детской горки без излишеств, лишь бы кататься хорошо было, вполне укладываются в сумму, эквивалентную $15-$20.

Родители, располагающие некоторым избытком свободного времени и средств, могут на образце горки для катания детей поупражняться в мастерстве и дизайне (примеры см. на след. фото), не рискуя испортить что-то существенное и престижное: каких-либо непременных устоев оформления детского игрового уголка нет. Но определенные технические правила исполнения игровых детских горок в материале есть. Диктуются они требованиями безопасности, учитывающими особенности детского организма.

Для начала посмотрите подробное видео, как построить детскую горку наподобие тех, которых до сих пор немало стоит в детских садах и на игровых площадках:

Что нужно знать, чтобы кататься с пользой?

Мы более чем на 3/4 состоим из воды – это общеизвестно. Как и то, что детский скелет далеко еще не полностью окостенел и не набрал упругости взрослого. Хотя дети в целом выносилвее и живучее взрослых, их костяк медленнее и хуже принимает и поглощает (демпфирует) мгновенные нагрузки.

Раньше эти особенности рассматривались порознь; ныне – во взаимодействии. Современная горка для детей учитывает его в полной мере. А именно: несильный, но резкий толчок по направлению снизу вверх вызывает в детском организме волну сжатия внутренних органов. Это называется гидроконтузией. На горке гидроконтузия по абсолютной величине ничтожна. Повторяясь многократно и систематически, она исподволь вредит.

От шишки, синяка или ссадины реву может быть на весь свет, но они проходят бесследно. Регулярная, совершенно неощутимая ребенком гидроконтузия способна вызвать ряд нарушений и развитии и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Плюс возможные аномалии психического развития: ребенок не научается правильно оценивать степень опасности, риска и степень своей выносливости.

Скат

Главное в горке для катания на пятой точке – ее скат. Его устройству ГОСТ Р 52168-2003 уделяет самое серьезное внимание. Скат современной детской горки должен иметь профиль, полностью исключающий гидроконтузию.

Выдержки из ГОСТ Р 52168-2003 касательно профилировки ската приведены на рис.:

Его отличие от старых в обязательном наличии конечного участка C (тормозной площадки, тормозного трамплина). Участок скольжения Β (разгонный) должен сопрягаться с тормозным плавным переходом. На всей длине ската не должно быть соединений листов покрытия, видимых головок крепежа и др. потенциально травмоопасных участков.

Поскольку дети очень любят перед тем как скатиться с горки плюхаться мягким местом на стартовый участок, его сопряжение с разгонным также весьма желательно выполнять плавным. Соотношения размеров участков скольжения и торможения таковы:

  • B до 1500 мм – C=300 мм для скатов обоих типов. Высота борта от 150 мм;
  • B от 1500 мм до 7500 мм – C от 500 мм для скатах типа 1 и от 0,3 B для ската типа 2. Борт от 250 мм.;
  • B от 7500 мм – C от 1500 мм для скатах типа 1 и от 0,3 B для ската типа 2. Борт от 350 мм.

С горок типа 1 скатываются на демпфер: в песочницу, на надувной или набивной мат. В этом случае участок C должен не менее чем на 300 мм выступать над демпфером и нависать не выше 150 мм над ним. Исходя из этого, рассчитывается высота нависания конца ската над грунтом. Со ската типа 2 скатываются на газон или мягкую подстилку. Рекомендованная высота нависания его конца H – 50-70 мм, но не более 120 мм. Скат типа 1 должен быть по всей длине снабжен бортиком высотой по списку выше. У ската типа 2 бортик должен заходить на участок C на 1/3 его длины.

Читайте также:
Тренды в дизайне кухни, о которых пора забыть в 2020 г.

Чертежи готовых профилей скатов детских горок предельно малого и близкого к предельно большому наклона участка скольжения даны на рис. (с опорными балками и бортами); справа линия профиля выделена жирным. Чтобы получить из профиля 47 градусов профиль 50 градусов с более чем достаточной для практики точностью, его нужно повернуть на 3 градуса по часовой стрелке.

С крутой горки и скатываться «круче», и места она занимает меньше, что существенно, если проектируется детская горка для дачи. Для такого случая нужно горки с наклоном более 40 градусов делать типа 1, иначе тормозной участок окажется слишком длинным. Горки с наклоном меньше 40 градусов делают типа 2: тормозной трамплин, дающий самые острые ощущения в горках типа 1, только испортит удовольствие от горки типа 2 (см. также далее, о покрытиях горок).

Спроектировать профиль горки произвольного (в заданных пределах) наклона именно под свое конкретное место несложно. Нужны 3 профиля: минимального наклона типа 2, максимального типа 1 и некий средний, с ровным участком C минимальной длины, так сказать, полутормозом-полутрамплином.

Профили вычерчиваются в масштабе один над другим так, чтобы стартовые концы отстояли друг от друга на равных расстояниях. Затем строятся вертикальные секущие с одинаковым шагом. Отрезки между профилями делятся пропорционально полученному углу, и по точкам строится искомый профиль, см. рис. справа. Угол ската, исходя из наличного места, вычисляется как φ=arctg(D/L), где L – длина участка под горку минус длина тормозного участка.

Осталось найти где-то профиль ската в 40 градусов с ровным участком C наименьшей длины. Горка для детской площадки, чертежи которой даны на след. рис., имеет как раз такой. Недостающие размеры можно снять с чертежей, они выполнены по всем правилам. Всю конструкцию, достаточно сложную, повторять не стоит, а вот профиль ската здесь как раз такой, какой нужен.

Примечание: плавное сопряжение начала ската с площадкой, если нужно. делается лекалом – радиус его закругления не критичен, от 150 мм.

Высота площадки

По общим правилам ТБ, если твердая опора под ногами человека находится над базовой поверхностью (полом, грунтом) выше 1,7 м, то это считается пребыванием на высоте. Для взрослого работника – работой на высоте. За которую полагается прибавочный коэффициент к зарплате. О чем сами работники частенько и не подозревают, а работодатели если и знают, то вопрос не заостряют.

Применительно к детской горке это значит, что высота ее площадки не должна быть более 1,7 м. Впрочем, для дачной горки это несущественно; большей высоты она расползется на весь участок. А без гипербол – существенно уменьшит его продуктивную (или просто полезную – для отдыха) площадь. «Не более» критерий довольно-таки размытый. Если перебрать также подзаконные и отраслевые акты по данной теме (ГОСТ имеет силу закона), то вырисовываются 2 варианта.

Первый – площадка глухо ограждена и с крышей. Проемов в ней всего 2: входной и выход на скат. Тогда ее высота может быть максимальной, 1,7 м. Лестница в таком случае делается с соблюдением правил проектирования лестниц в жилых помещениях: ширина прохода, наклон, конфигурация ступеней и т.п. При невыполнении любого из этих условий (скажем, есть еще проем, к которому подходит лазалка) площадку нужно делать не выше 1,3-1,4 м, чтобы взрослый мог свободно придержать ребенка.

Примечание: настил площадки желательно делать из шпунтованных досок, чтобы тем, кто заберется под нее (а как же без этого?) на головешки не сыпался сор и песок.

Настил и покрытие ската

Гладкое скользкое покрытие ската должно целиком лежать на сплошном твердом и в меру упругом настиле. Выдали на старых горках без настила под покрытием мелкие вроде бы провалы? Каждый из них – гидроконтузия. Не такая, конечно, как у парашютиста, забывшего дернуть кольцо, но вполне достаточная, чтобы повредить ребенку. Или просто испортить удовольствие от катания.

С учетом всех современных требований выбор материалов для скользкого покрытия невелик. Фанера, кстати, не годится: при слущивании шпона с деревянного чурака структура древесины серьезно нарушается, поэтому фанера не материал для наружного применения. Лучшая финская бакелизированная фанера на скате горки после первой же зимовки дает занозу за занозой. Варианты покрытия для ската детской горки такие:

  • Дерево, пропитанное водно-полимерной эмульсией (ВПЭ), а поверх – 3-4 слоя акриловой эмали для ванн или, лучше, 2-3 слоя яхтенного лака или эмали. Яхтенные лакокрасочные покрытия дороги, но рассчитаны на абразивное воздействие взвеси в воде и дают очень гладкую поверхность, т.к. сопротивление трения движению для маломерных судов существенно. Такое покрытие прослужит до необходимости ремонта 3-5 лет; по акрилу уже через 2-3 года не скатишься, но без труда пройдешь, и его нужно будет подновлять. Деревянный настил делается из твердой мелкослойной древесины (дуб, бук, граб). Перед покраской/лакировкой тщательно ошкуривается и шпаклюется.
  • Линолеум – укладывается на зашкуренный в профиль настил (см. далее). Если скат на зиму укрывать пленкой, служит 2-4 года смотря по климату. Поэтому вместо накладок, скрывающих крепеж (тоже см. далее) лучше ставить плинтусы из МДФ, заранее пропитанные ВПЭ и крашеные или лакированные.
  • Нержавеющая сталь толщиной от 0,25 мм. Отменно скользкая, не теряет антифрикционных свойств со временем. На сплошной деревянной подушке не перегревается под солнцем. Приобрести цельный отрез нержавейки в наше время не представляет затруднений: и в малых провинциальных городах в инструментальном магазине отрежут от рулона за милую душу. В крайнем случае, придется подождать несколько дней, пока доставят из ближайшего склада металлических материалов. Недостаток один: любые края травмоопасны, поэтому должны быть спрятаны или подвернуты. Совет насчет рулонной нержавейки: разузнайте, какая в ваших краях доступнее, и ширину ската (от 750 мм) подгоняйте под ширину отреза.
Читайте также:
Гипсокартон или штукатурка: что лучше для выравнивания стен в доме из газобетона и дальнейшей обшивки,

Примечание: как своими руками построить детскую горку с покрытием ската из нержавейки, см. след. ролик:

Как сделать скат из дерева

Дерево вообще отличный материал, но как сделать из обычных досок или брусьев профилированный скат? Распарить доски так, чтобы изогнуть, в домашних условиях невозможно. Что ж, можно сделать скат наборный из подручных материалов: обрезков досок и реек толщиной от 20 мм.

Как делается детская горка из дерева с профилированным скатом из обычных пиломатериалов, показано на рис.:

Размеры досок, реек и бруса для наглядности условно увеличены. После сборки настила на косоурах он зашкуривается в профиль мощной дрелью (не менее 350 Вт) или болгаркой с гибким шлифовальным кругом (дюрексом). Дюрекс можно сделать самому из круга толстой резины (от 6 мм) диаметром от 400 мм. С болгарки для работы с дюрексом придется снять предохранительный кожух, если он, конечно, съемный.

Примечание: под покрытие из линолеума с подкладкой (утепленного) настил в профиль можно не зашкуривать.

О покупных скатах

Скат, как видим, самая трудоемкая часть горки. Не лучше ли тогда купить готовый? Пропиленовый скат, скользкий и долговечный под открытым небом, можно найти в продаже по приемлемой цене.

Как правильно выбрать готовый скат для детской горки, показано на рис. ниже. Детям постарше лучше брать нержавеющие (поз. 1), а самым маленьким (2-5 лет) – пропиленовые (поз. 2), они не такие скользкие. Следите, чтобы стальное покрытие нигде не выступало (поз. 3), острые края травмоопасны. Еще более опасны скаты с перилами (поз. 4). Какой ребенок не болтает руками, скатываясь? А если рука при этом попадет в перила на самом раскате?

Скаты с резкими изломами (поз. 5) и без тормозного участка – гидроконтузия за гидроконтузией. В скатах со вставками (поз. 6) и вообще со стыками на покрытии (поз. 6) когда-то неминуемо образуется травмоопасный уступ. Скаты с порогом выше 200 мм (поз. 7) выпускают и производители высокого уровня.

Явного обмана тут нет, есть «дозволенная» коммерческая хитрость: такие скаты рассчитаны на использование с надувными матами для наружного применения. Маты продаются опционально, т.е. отдельно. Цена? Разумная, экономически обоснованная: немного дороже всего детского игрового уголка.

А вот спиральная (очень, конечно, прикольная) горка на поз. 8 – настоящий монстр. Скат спиральной горки должен быть непременно желобчатым, раз. Второе, в данном случае наружный борт на изгибе нужен как минимум вдвое выше, иначе даже очень спокойный ребенок может со ската этой горки вылететь на повороте.

Примеры конструкций

У хороших хозяев на даче и приусадебном участке лишнего места не бывает, и тут пригодится угловая горка. Но не втискивайте ее в угол забора: расстояние от горки до любого препятствия должно быть не менее 1,3 м!

Чертежи угловой детской горки и ее верхней площадки даны на след. рис. Скат, конечно, лучше сделать профилированным. Таким же образом, как площадку, можно соорудить и песочницу для приземления; тогда длины досок для нее нужно брать 1800 мм. Площадка горки опирается на 4 столба 150х150 по ее внутренним углам.

Столбы не обязательно бетонировать. Достаточно их нижние концы прошпарить горячим битумом на высоту 750-800 мм, еще горячими обсыпать песком, обернуть рубероидом и вкопать на 60 см или более. В ямах нужны подушки из 15 см песка + столько же щебня, т.е. глубина ям от 900 мм.

Для прошпаривания концы брусьев погружают в почти кипящий битум. Медленно, иначе полетят горячие брызги! Затем дожидаются, пока битум вокруг дерева на перестанет шипеть и пузыриться. Это значит, что из древесины вытеснены воздух и влага.

После этого брусья выдерживают в битуме еще не менее 10-15 мин, чтобы он пропитал все поры. После установки столбов в ямы их на 3/4 глубины засыпают щебнем послойно, по 15 см, с трамбовкой и досыпают вынутым грунтом с горой на 15-20 см. Деревянные бесфундаментные строения на таких подпорках стоят по 40-70 и более лет.

В Канаде, климат которой похож на российский, только еще влажнее, распространены верхние площадки детских горок, не требующие для установки земляных работ, см. рис. ниже. Для должной жесткости и надежности всего сооружения нужно, во-первых, чтобы собственно верхняя площадка была коробчатой конструкции. Т.е., крыши может и не быть, но вот балясины (baluster) и связи жесткости с тыла (stringer) обязательны. Во-вторых, тетивы лестниц (ladder leg) должны крепиться к брусьям обвязки жесткими неразъемными узлами (leg brace), состоящими из упорных укосин и накладных снаружи серег.

Фиксировать всю конструкцию на грунте лучше, конечно, не колышками, а Г-образными анкерами из арматурных прутьев. Анкеры забивают на глубину от 60 см. Чтобы лежни (ladder support brace), подверженные действию и почвенных, и атмосферных разрушающих факторов, держались долго, их нужно предохранять от гниения особо тщательно. Напр., так же, как пятки-башмаки заборчика для палисадника, устанавливаемого также прямо на грунт.

Развитием идеи горки для катания детей, устанавливаемой на грунт без производства земляных работ, являются образцы, показанные на след. рис. В них используется жесткость не только треугольника и короба, но и т.наз. бипланной коробки. Это дает большую опорную площадь, поэтому такие горки можно вообще не крепить к грунту, а весь материал – доска 150х24. Вторая интересная особенность – борта скатов убывающей по склону высоты. Сверху никак не свалишься, а раскатишься – махай руками и вопи от души. Готовые фабричные изделия такого типа есть в продаже; их привозят и просто ставят, где хозяева укажут.

А если плюх вместо шмяка?

В переводе на взрослый: если на даче или участке есть бассейн для купания глубиной от 60 см. Скат горки для скатывания в воду должен иметь профиль кривизны, уменьшающейся к концу, а финишный участок C также особый профиль и нависать над зеркалом воды не менее чем на 400 мм. Плюх вместо шмяка это же восторгу до небес и выше. Поэтому завершаем публикацию чертежами горки для скатывания в воду, см. рис.

Читайте также:
Что надо знать, покупая автокран б/у

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Что надо знать, покупая автокран б/у

  • Публикации
  • Новости
  • Статьи
  • Фотогалерея
  • Сертификаты
  • Видео
  • Скачать брошюры
  • Глоссарий

    Мобильный сервис

  1. Главная
  2. Публикации
  3. Статьи

Что нужно знать при покупке бу автокрана

В любые времена, будь то рецессия, или наоборот, когда рынок на подъеме, всегда есть спрос на автокраны, бывшие в эксплуатации. Покупают их, например, при необходимости вписаться в определенные рамки выделенного бюджета, или, если для выполнения подъемных работ автокран требуется часто, а на его аренду тратится значительное количество денежных ресурсов и времени.

Итак, решение о покупке б/у техники принято — что дальше?

Далее нужно выбирать какой кран будете приобретать – импортный или отечественный, для выполнения работ на пересеченной местности, либо будет необходимость передвигаться по городским дорогам. Импортные автокраны с наработкой выбирают, если нужна техника большой грузоподъемности, а также, если рассчитывают на более долгий срок службы крана.

Но главная задача состоит в том, чтобы выбрать не «убитый» кран, а технику, способную выполнять грузоподъемные работы, для которых она приобретается.

Есть очень много предложений о продаже автокранов в “идеальном” (как пишут продавцы) рабочем состоянии. Но важно понимать, что такую технику не продают из-за того, что на рынке появилась более новая модель. Причина, иногда состоит в том, что у владельца возникли финансовые проблемы, или отпала надобность. Но часто кран продают из-за его плохого технического состояния.

Чтобы не совершить ошибку и не приобрести технику с дефектами, требующими вложений в ремонт, при покупке нужно внимательно слушать продавца, но доверять своим знаниям и умению оценить истинное состояние автокрана.

Процесс приобретения автокрана б/у пройдет успешно, если знать такие секреты:
  • Прежде чем приняться за диагностику «железа», необходимо проверить документы автокрана. Паспорт технического средства (ПТС) расскажет все о его прежних владельцах, сроках эксплуатации в конкретной компании и проведенных капитальных ремонтах. Замена номерных агрегатов обязательно отображается соответствующей записью в ПТС. Если такая запись есть, возможно, автомобиль побывал в серьезном ДТП. В таком случае проверьте, есть ли у продавца акты выполненных работ и гарантийные обязательства сервисного центра, производившего ремонт. Проверить подлинность документов можно звонком в этот центр. Особое внимание уделяем документам крановой установки. Она так же, как и шасси, имеет свой паспорт и сервисную книжку крановой установки.
  • Дальше смотрим на работоспособность автокрана – это его главная характеристика. Поэтому, следует посмотреть автокран в рабочем состоянии и его реальные возможности.
  • Показания счетчика и моточасов не всегда достоверны, поэтому нельзя ориентироваться на эти данные при оценке технических характеристик транспорта. Об истинной наработке крановой установки, режимах, в которых она работала, перегрузах лучше всего расскажет прибор безопасности ОНК. Для того чтобы считать информацию, необходимо обратиться в авторизованный сервисный центр этой марки крана. Прибор ОНК хранит в памяти, также данные по его несанкционированному отключению или блокировке, что означает эксплуатацию машины с перегрузом или в недопустимых режимах.
  • Особое внимание нужно обратить на состояние рамы на наличие деформаций и всех сварочных швов, так как в этих местах могут быть трещины. Сварные швы должны быть ровными.
  • Покупать можно только тот транспорт, у которого кран ровно выставлен и опора выдвинута полностью.
  • Положив стрелу горизонтально, нужно ее детально обследовать на наличие повреждений и трещин.
  • Главным элементом любого автокрана является двигатель, поэтому необходимо обратить особое внимание на его работу.
  • Также очень важно, чтобы тормоз и гидромеханическая трансмиссия были в нормальном состоянии.
  • Необходимо проверить состояние внешнего вида крана, чтобы заводская покраска была в удовлетворительном состоянии. Осмотр крановой установки начинаем с кабины крановщика. Внешних дефектов на ней быть не должно, дверь должна прилегать равномерно, а зазоры по проему одинаковые. Нужно внимательно оценить пространственную ориентацию кабины, которая должна стоять ровно, без перекосов.
  • Обращать внимание и на такие “мелочи”, как рычаги, педали, сиденья и кнопки.
  • Также нужно проверить правильность процесса сматывания кабелей и шлангов, состояние полиспастов, шкивов. Целостность каната проверяем на полном вылете стрелы. Наличие на нем обрывов, смятия, коррозии, прочих механических повреждений не допускаются.

Если Ваш выбор остановится на кранах GROVE предлагаем свою помощь в поиске подходящей техники или в оценке состояния крана, который Вы нашли самостоятельно. Мы сделаем это профессионально, зная особенности и техническое состояние предлагаемой на вторичном рынке техники GROVE. Наши сервисные инженеры занимаются техническим обслуживанием мобильных кранов GROVE уже более 10 лет. И практически две трети всего российского парка GROVE обслуживаются нашими специалистами.

Кроме того, у нас есть несколько выгодных предложений подержанных автокранов GROVE. Обращайтесь, поможем!

Статьи

Что нужно знать при покупке бу автокрана

Нет ничего удивительного в том, что в результате мировой рецессии и, как следствие, сокращения (прекращения) выдачи кредитов банками вырос интерес к бывшей в эксплуатации спецтехнике. Покупают ее и при необходимости вписаться в ограниченные рамки выделенного бюджета, и при выполнении локальных строительных задач. Наибольшим спросом пользуются отечественные автокраны, которые дешевле импортных и широко представлены на российском рынке.

Итак, решение о покупке б/у техники принято — что дальше? А дальше естественное желание владельца бизнеса выбрать не «убитую» рабочую лошадку, а технику, способную не только выполнить поставленную задачу, под которую она приобретается, но и вернуть вложенные в покупку средства, плюс получить прибыль.

Реклама пестрит объявлениями о продаже техники в «идеальном» (как минимум, хорошем) рабочем состоянии, но необходимо помнить: специальную технику редко продают, из-за того что на рынке появилась более новая модель с климат-контролем и парктроником. Причина, как правило, в неудовлетворительном техническом состоянии машины и уж потом в финансовых проблемах владельца и его бизнеса. Чтобы не совершить ошибку и не приобрести технику с дефектами, требующими вложений в ремонт, при покупке внимательно слушаем продавца, но доверяем только себе — своим знаниям и умению оценить истинное состояние приглянувшегося автокрана. При этом помним непреклонную для российского автопрома истину: вся новая техника требует, как минимум, полной протяжки, приработки узлов и механизмов. Как правило, за гарантийный период эксплуатации выявляются все проблемы сборки, которые постепенно устраняются. К двум годам эксплуатации, при условии соблюдения требований по обслуживанию, автокран становится полноценной рабочей машиной, которую можно эксплуатировать со 100%-й нагрузкой. Именно такие машины и представляют наибольший интерес на вторичном рынке.

Читайте также:
Интернет-магазин металлопроката «АйронТрейдПлюс» в Минске: на что обратить внимание

Проверяем равномерность укладки каната на барабан и его стостояние Провисание РВД на шланговом барабане недопустимо Привод выдвижения секций стрелы должен работать четко, без заеданий

Перво-наперво

Прежде чем приняться за диагностику «железа», необходимо проверить документы автокрана. Так, паспорт технического средства (ПТС) расскажет все о его прежних владельцах, сроках эксплуатации в конкретной компании и проведенных капитальных ремонтах. Если ПТС — «Дубликат», не исключено, что машина побывала в серьезном ДТП или даже числится в угоне. Если за короткий срок кран поменял нескольких владельцев — дело не чисто: без веской причины рабочий инструмент не пускают по рукам. Если шасси находится в эксплуатации всего один-два года, нужно попросить предъявить сервисную книжку на него, проверить, как выполнялось плановое ТО, был или нет гарантийный ремонт — замена узлов, агрегатов в обязательном порядке фиксируется в специальном разделе сервисной книжки. В случае когда продается «почти новая», то есть с минимальным пробегом, машина, необходимо визуально, по характерным признакам, проверить, было ли проведено ее техническое обслуживание (ТО). Посмотрите на гайки крепления клапанных крышек (регулировка тепловых зазоров), гайки крепления колес (проверка наличия смазки в ступицах колес и регулировка подшипников), крепления коробки перемены передач (подтяжка крепления агрегатов) — не сколота ли заводская краска: если гайки не отворачивались, соответственно, техническое обслуживание автомобиля не проводилось.

О гарантийных обязательствах завода-производителя, разумеется, можно забыть. Продавец техники претензии у вас не примет. Идем дальше. Замена номерных агрегатов (рама, кабина, ДВС, КПП, балансирная тележка и др.) обязательно отображается соответствующей записью в ПТС. Если такая запись имеет место быть, возможно, автомобиль побывал в серьезном ДТП. При этом в случае, когда восстановление после аварии проводилось в аттестованном или специализированном центре, поводов для отказа от покупки автокрана нет. Главное, чтобы у продавца на руках были акты выполненных работ и гарантийные обязательства сервисного центра, производившего ремонт. Проверить подлинность документов можно звонком в ремонтную организацию (в акте выполненных работ или заказ-наряде будут указаны ее реквизиты и телефон), заодно уточните о наличии возможных ограничений по эксплуатации автокрана. Если автомобиль восстановлен в «сарае», документы о проведенном ремонте написаны от руки — вам предлагают кота в мешке: серьезный сервисный центр «от руки» документы не оформляет. Особое внимание уделяем документам крановой установки. Она так же, как и шасси, имеет свой паспорт и сервисную книжку крановой установки, наличие в которой отметок о проведении плановых ТО — хороший знак, а отметка Горгостехнадзора о пуске в эксплуатацию — показатель ответственности владельца техники и законности эксплуатации автокрана. Если этого нет, то обслуживание крановой установки наверняка не проводилось.

Об истинной наработке крановой установки, режимах, в которых она работала, перегрузах лучше всего расскажет прибор безопасности ОНК. Для того чтобы считать информацию, необходимо обратиться в ближайший сервисный центр конкретной марки крана или вызвать к месту его базирования технического специалиста с диагностическим оборудованием. Заметим, что прибор ОНК хранит в памяти, также данные по его несанкционированному отключению или блокировке, что означает эксплуатацию машины с перегрузом или в недопустимых режимах.

Крюковая подвеска должна быть исправной. Трещины не допускаются Осмотр зеркала гидроцилиндров на наличие задиров обязателен! Гайка крепления оси стрелы к поворотной раме не затянута

Осмотр крановой установки начинаем с кабины крановщика. Внешних дефектов на ней быть не должно, дверь должна прилегать равномерно, а зазоры по проему одинаковые. Теперь внимательно оцените пространственную ориентацию кабины, которая должна стоять ровно, без перекосов.

Гидравлику крана осматриваем в следующей последовательности:

  1. Гидравлические цилиндры системы вывешивания (аутригеры) не должны иметь следов течи
    масла, а при задвинутых штоках опоры не должны провисать.
  2. Гидроцилиндр подъема стрелы должен быть чистым, подтекание масла говорит об износе уплотнительных манжет или штока.
  3. Осматриваем нижнюю полость стрелы с задней части. Ищем подтеки масла из гидравлического
    цилиндра выдвижения стрелы и ее секций. Тщательно проверяем, где это возможно, наличие задиров и царапин на зеркале штоков.
  4. Осматриваем нижний гидрораспределитель на предмет подтекания масла.

Особое внимание уделяем состоянию рукавов высокого давления (РВД), на которых не должно быть трещин. Любые подтекания масла по штуцерам и местам их соединений с агрегатами гидросистемы — повод проведения более детальной диагностики. Чтобы удостовериться в отсутствии перетечек в гидроцилиндрах, гидрораспределителях, а также выявить просадку гидрозамков, необходимо вывесить кран на опорах и нанести на зеркало штоков метки любой рабочей смазкой. Во время проверки работоспособности крановой установки путем поочередного выполнения всех крановых операций метки должны оставаться на прежних местах относительно корпусов цилиндров. Попутно контролируем температуру рабочей жидкости в гидробаке. Она не должна превышать 70 градусов Цельсия. Превышение этого значения говорит о серьезных проблемах с гидроаппаратурой и вложениях в ее ремонт.

В «Черном ящике» автокрана хранится информация о его эксплуатации Не допустимо подтекание масла в нижнем гидрораспределителе Контролируем температуру рабочей жидкости в гидробаке

Далее осматриваем металлоконструкцию нижней рамы на наличие деформаций. Сварные швы должны быть ровными. Осматривая стремянки крепления крановой установки к раме шасси, проверяем, не сместились ли они относительно друг друга. Целостность каната проверяем на полном вылете стрелы. Опустив крюковую подвеску, задвигаем поочередно секции стрелы, при этом следим, как ложится на барабан канат. Наличие на нем обрывов, смятия, коррозии, прочих механических повреждений не допускаются. Проверка тормозных лент грузовой лебедки и механизма поворота заключается в измерении их остаточной толщины. Минимально допустимая толщина указывается в технической документации, прилагаемой к автокрану. Внимательно осмотрите ось крепления стрелы к поворотной раме — наличие люфта или деформация грозит серьезным ремонтом, а прослабленная гайка крепления оси свидетельствует об износе втулок оси. В момент поворота крановой установки посторонние шумы, неравномерность движения опорно-поворотного устройства (ОПУ) и вращающегося соединения не допустимы, как и неполноценное (не всей шириной зуба) зацепление редуктора поворота с шестерней ОПУ. При этом шестерня ОПУ должна быть обязательно смазана. В завершении стоит замерить с помощью секундомера скорость подъема/опускания груза, сравнивая ее с паспортной скоростью.

Операция «Дизель»

Итак, после детальной проверки документов, прилагаемых к машине, и предварительной договоренности о стоимости автокрана переходим ко второй не менее важной фазе приобретения спецтехники – ее осмотру, диагностике технического состояния узлов и агрегатов.

Начинаем с осмотра силовой установки – дизеля, без которого шасси не дойдет до места, а крановая установка не поднимет стрелу. От того, в каком состоянии находится ДВС, будет зависеть, как долго проработает спецтехника и сколько денег она вам заработает. Итак, приступаем к осмотру мотора.

Идеальный вариант, когда на улице минус 20. 25 °С и владелец автокрана проводит первый пуск промерзшей за ночь машины обязательно в вашем присутствии. Это очень важно, ведь эту операцию ваш крановщик будет производить ежедневно в течение всего года. При этом нет никаких препятствий к тому, что вначале будет запущен котел автономного жидкостного подогревателя, который разогреет охлаждающую жидкость. Обратите внимание, насколько просто прошел запуск «автономки», не наблюдалось ли при этом дымления и не лилось ли с него топливо на асфальт: часто бывает так, что агрегат, который должен облегчить запуск дизеля, сам не может начать работу или при запуске не выходит на режим, постоянно гаснет пламя его горелки и т. п. Если что-то идет не так и автономный подогреватель не запускается, это повод, чтобы сбросить тысяч 20 рублей в случае, если агрегат отечественного производства, и минимум 60 тысяч, если перед вами импортный, чаще европейский котел. Указанной выше суммы вполне достаточно на ремонт, а то и вовсе на замену оборудования.

Гораздо хуже, если дизель прогрели до вашего приезда. Теплый мотор даже от «дохлых» аккумуляторов пускается почти без проблем, а именно такие часто устанавливают на продаваемую машину взамен исправных и «свежих» АКБ. Чтобы покупатель не заподозрил их подмену, АКБ, как правило, за день до его приезда хорошенько отмоют, зарядят в мастерской и еще тепленькими установят на шасси. Выявить подлог можно с помощью старой, доброй нагрузочной вилки. Такие приборы, позволяющие оценить состояние аккумулятора, стоят копейки по сравнению с ценой новых АКБ, а пользоваться ими вообще не составляет труда, то есть электриком быть не нужно.

Обычно двигатели с малым пробегом и небольшой наработкой в моточасах пускаются практически без проблем. Ну разве что дизель откажется заводиться из-за залитого в бак топлива, не соответствующего сезону эксплуатации. Это часто случается, если компания теряет заказы, ставит технику к забору, а потом вдруг решает поправить свое финансовое положение, продав пару-тройку машин. Вот только о том, что в баки залита летняя солярка, вспоминают почему-то в трескучий мороз. Чтобы пустить дизель, в данном случае придется отогревать загустевшее в трубопроводах и топливном фильтре до состояния холодца топливо. Лучше, если эти операции проведут в вашем присутствии, так как если для этого будет применяться не мощный промышленный фен, которым укомплектованы практически все «технички» фирменных сервисных центров, а паяльная лампа, то вместе с подкопченными трубопроводами вам может достаться и оплавленная электропроводка. Разумеется, о том, что есть такой огрех, вас в известность не поставят – кому захочется терять деньги? Но вы не должны пасовать. Проведите рукой или салфеткой по трубопроводам, днищу топливного бака и на всякий случай по картеру двигателя, благо грузовик – не легковой автомобиль и подлезть под его днище не составит труда. Если обнаружите следы копоти – плохой знак.

Но допустим, все сложилось наилучшим образом: холодный дизель без проблем заурчал в вашем присутствии без каких-либо дополнительных манипуляций, описанных выше. Тогда, если машина «свежая» и по пробегу/ наработке в моточасах должна была пройти первое техническое обслуживание, проверяем, было ли оно выполнено. Часто работы проводят лишь на бумаге, а перед продажей машины ее владелец и вовсе на такие «пустяки» тратиться не станет, переложив расходы на плечи покупателя. Как вывести нечистоплотного дельца на чистую воду? Очень просто. Для этого осматриваем крепежные элементы деталей, узлов и агрегатов, с которыми должны проводиться работы при ТО. Так, если заводская краска осталась нетронутой на болтах и гайках крепления клапанной крышки, крепления коробки передач, раздаточной коробки или коробки отбора мощности, то, скорее всего, инструмент автослесаря их не касался и, значит, техобслуживание автомобиля не проводили. Об этом хорошо знают работники официальных сервисных станций техобслуживания, осуществляющие гарантийную поддержку продукции завода, выпустившего данную спецмашину. Для них не проведенное вовремя и в должном объеме ТО техники есть повод отказать вам в гарантии. А как же печать в сервисной книжке, подтверждающая проведение ТО? Увы, печать это лишь печать, не более того.

Действуем дальше. Одним из самых, пожалуй, слабых мест современных дизелей, отвечающих действующим в России и Европе нормам по токсичности отработавших газов, является топливная аппаратура, которая часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Как показала практика, отечественная топливная аппаратура с электронно-управляемыми, механическими топливными насосами высокого давления и простейшими механическими форсунками гораздо лучше «переваривает» солярку с большим количеством смол, грязи, серы, воды и прочих «ингредиентов». К сожалению, чем дальше от федерального центра, тем количество фирменных, брендовых автозаправочных комплексов, где перевозчики могут заправить качественное дизельное топливо стандарта Euro 4, тает на глазах. В итоге транспортники и эксплуатирующие спецтехнику организации вынуждены использовать для заправки своих машин собственные АЗС, как стационарные, расположенные на территории автопарков, так и передвижные, на базе автотопливозаправщиков. Но не всем такое по карману. Небольшие фирмы вынуждены заливать в баки то, что есть. Именно по этой причине некоторые перевозчики, приобретающие автокраны на отечественном шасси, предпочитают двигатели, оснащенные топливной аппаратурой ОАО «ЯЗДА» (Дивизион «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ). Например, на КамАЗах они показали себя достойно, даже по сравнению с именитым немецким Bosch. О стоимости ремонта или замены агрегатов (насосов или форсунок) и вовсе не говорю – российские комплектующие здесь вне конкуренции.

Однако часто эксплуатирующая организация сама виновата в том, что топливная аппаратура вышла из строя. В России любой дизельный коммерческий автомобиль должен быть в обязательном порядке оборудован фильтром-сепаратором с обогревом, а еще лучше и с датчиком уровня воды. Такой не позволит воде, находящейся в топливе, проникнуть в топливную систему и загубить ее прецизионные пары. Проверка наличия сепаратора должна стать первым шагом при покупке б/у машины, пришедшей в Россию из Европы. В Старом Свете с топливом проблем нет, а потому и сепараторы ни к чему. Впрочем, отсутствие фильтра-сепаратора не должно оттолкнуть вас от покупки. Этот нехитрый агрегат можно приобрести отдельно и смонтировать на машину самостоятельно, силами собственной СТО. Если таковой нет, стоит обратиться к мастерам фирменной сервисной станции, обслуживающей марку шасси вашего автокрана. Это избавит вас не только от проблем в эксплуатации, возникающих из-за неправильного монтажа агрегата, но и освобождает от поиска подходящего по пропускной способности и тонкости фильтрации фильтра-сепаратора. Отпадает и проблема с приобретением расходников – фильтрующих картриджей.

Ну а если уж вы обратились на фирменную СТО, проведите компьютерную диагностику силового агрегата. Стоит она недорого, в зависимости от марки шасси за эту работу с вас запросят от 1,5 до 3 тыс. руб. Экономить «на спичках» не стоит, так как капитальный ремонт двигателя европейского грузовика обойдется в 1,5. 2 млн. руб. Конечно, прежде чем отправиться в фирменный сервисный центр для проведения диагностики, первичную диагностику можно и нужно провести своими силами. Перво-наперво посмотрите, не идет ли из выхлопной трубы белесый дым. Если идет, то скорее всего машину эксплуатировали без фильтра-сепаратора и вода в топливе вывела из строя форсунки (начинают лить) или клапана насос-форсунок (потеряли герметичность). Замена форсунки отечественного производства не очень дорогая, но за насос-форсунку современного дизеля европейского грузовика придется отдать почти 1000 евро. А теперь представим, что из строя вышли сразу шесть или, что еще хуже, восемь насос-форсунок! Расстаться в одночасье с более чем четвертью миллиона рублей даже для богатой эксплуатирующей организации серьезный финансовый урон. Так может, сразу снизить цену автокрана на эту сумму?

Теперь определяем состояние турбокомпрессора или турбокомпрессоров (V-образный двигатель). Процедура проверки этих сложных агрегатов достаточно проста. Если при резком открытии дросселя из трубы повалит копоть, можно сразу скидывать от 40 до 80 тыс. руб. за замену турбины. Конечно, в уме вы держите возможность отремонтировать турбину за половину этой суммы, но продавцу этого знать не следует. Ваша задача – купить машину как можно в лучшем техническом состоянии за как можно меньшую сумму. Что касается ремонта турбокомпрессоров, то скажу следующее – сегодня его проводят достаточно качественно, а агрегат, отремонтированный с применением оригинальных или качественных альтернативных деталей, отработает не меньше нового. Главное – соблюдать два правила. Первое – не глушить дизель сразу после остановки машины, а дать ему поработать минут пять на холостом ходу. Данная проблема решается установкой турботаймера. Второе – вовремя менять моторное масло и использовать только рекомендованные заводом – изготовителем двигателя продукты. По крайней мере, класс качества моторного масла должен быть не ниже рекомендованного.

Гораздо хуже, если из выхлопной трубы валит сизый дым: так проявляет себя моторное масло, попадающее в камеру сгорания. Разбираться, из-за чего это происходит – из-за износа колец или общего состояния цилиндропоршневой группы, не имеет смысла. Скорее всего, двигатель запустили, и его ближайшее будущее – капитальный ремонт. Впрочем, на относительно «свежем» дизеле масло может попадать в камеру сгорания и из-за потери подвижности маслосъемных колец. Такое случается при работе двигателя как на топливе низкого качества (теперь увяжем это с проблемами системы питания), так и на маслах несоответствующего класса качества или передержанных – переработавших положенный ресурс. В данном случае, если речь идет об отечественном двигателе, есть смысл «уронить» цену машины на полмиллиона рублей, но все же купить ее. Вполне возможно, что дизель оживет после заливки в его цилиндры специальных составов для раскоксовки колец. Не забудьте после этой процедуры промыть систему смазки и заправить ее свежим маслом класса качества, соответствующего требованиям производителя или выше, чем указано в инструкции по эксплуатации. При этом первую после данных работ смену масла производим при пробеге, равном половине от указанного в сервисной книжке. Применять для промывки масляной системы моющие присадки не стоит, особенно если они так называемого ударного воздействия: масляные магистрали могут забиться отколовшимися отложениями. И тогда уже в условиях масляного голодания вкладыши коренных или шатунных подшипников не смогут провернуться в своих постелях, а мотор придется отправить в капремонт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: